В Караганде небольшие магазины и аптеки не приспособлены для людей с инвалидностью

325

Человек с особыми потребностями не должен чувствовать себя ущемленным в чем бы то ни было. И речь не только о пандусах и специальных устройствах. Отсутствие даже самых элементарных вещей порой вызывают массу проблем у инвалидов. 

 

Только лестницы!

У карагандинца Евгения Шаповаленко диагноз спинальная амиотрофия Верднига-Гофмана.  Передвигаться парень может только на инвалидной коляске. Несмотря на свой диагноз, Женя жизнерадостный и позитивный молодой человек, который любит проводить время в развлекательных заведениях и гулять. Правда, все это дается ему с трудом, а некоторые общественные места и вовсе недоступны для посещения парня в инвалидной коляске.

— Абсолютно любой магазин, развлекательное учреждение, аптека — везде только лестницы! В небольшие продуктовые магазины я уже никогда не смогу попасть, даже если там одна ступенька. Продавщицы — в основном женщины, а меня нести на руках надо. Для посещения мне доступны только наши крупные  ТРЦ — там есть эскалаторы и пандусы. А если мне нужно попасть туда, где много лестниц и нет лифтов — я звоню администрации организации, и прошу чтобы вышли люди, и подняли меня. У нас народ добрый — без всяких разбирательств помогают, — рассказывает Евгений.

Дорогу осилит…

Правда, как отмечает парень, за последнее время Караганда стала более доступной и удобной для инвалидов-колясочников. В городе появилось больше тротуаров, позволяющих перебраться из пункта А в пункт Б практически не испачкавшись в грязи и не подвергая опасности свою жизнь и сохранность коляски. Однако, не все тротуары приспособлены для колясочников.

 

— Допустим, решаю я поехать по тротуару. И, либо подъем слишком крутой, либо на месте спуска большой обрыв. Или вовсе нет плавного заезда. Я — колясочник  «со стажем», такие нюансы сразу подмечаю — и объезжаю. Но в какой-то момент мне не хватает терпения — и я еду по главной дороге. Это у меня еще коляска более современная, ей даются такие маневры. А если у другого человека более старая модель, и сам он крупный — ему уже будет гораздо тяжелее взобраться на такие тротуары, — отмечает молодой человек.

Однако первая проблема, с которой сталкивается Евгений возникает прямо у порога дома. Евгений живет в частном секторе, в Геологическом переулке. Там до сих пор нет асфальта. После дождя дорога, если ее можно так назвать, превращается в сплошную грязевую кашу. Передвигаться здесь неудобно даже здоровому человеку, не говоря уже об инвалиде на коляске.

— У нас тут не так давно трубу прорвало, и тут все перекопали. Недавно газ проводили — тоже все перекопали. В декабре тут будут проводить канализацию. Пока это не сделают, о нормальной дороге речи быть не может, — сетует Евгений.

Пока Евгению, как и его соседям остается лишь надеяться на то, что после завершения всех работ, на их улице появится дорога.

Карта доступности

Возвращаясь к разговору о доступности к социально-значимым объектам инвалидам нужно отметить, что при адаптации инфраструктуры города для людей с особыми потребностями, в первую очередь предпочтение отдается таким учреждениям как ЦОНы, акиматы, больницы и т.д. Словом, речь идет об объектах, которые чаще всего посещают граждане с инвалидностью.  Что касается небольших магазинов и аптек, то их доступность пока что находится в плоскости  социальной ответственности самих предпринимателей, по крайней мере до конца текущего года.

— Вы знаете, что небольшие магазины и аптеки по области практически недоступны для людей с инвалидностью. На сегодня существует мораторий на проверку МСБ до 2023 года, и пока мы не можем на них повлиять, — говорит внештатный советник акима Карагандинской области по вопросам людей с инвалидностью и председатель ОО Инвалидов “Qamqor plus” Нияз Сундиталиев.

Между тем, Н. Сундиталиев отмечает, что работа в этом направлении с крупными объектами региона продолжается. На текущий год была запланирована адаптация 332 социальных и транспортных объектов, из них на сегодняшний день на 204 работы завершены.

Помимо этого, еще в 2020 году Министерство труда  и  социальной защиты запустило Интерактивную карту доступности на портале «Социальная защита инвалидов». Туда занесены все социально-значимые объекты, адаптированные для лиц с инвалидностью. Однако в процессе выясняется, что по факту многие из них не соответствуют требованиям.

— Люди с инвалидностью по всей стране начали отмечать объекты, которые на карту занесены как «доступные», а по факту такими не являющиеся. В реальности там были замечены нарушения. Сегодня идет актуализация этой карты. Этот вопрос решается небыстро, — сказал Нияз Сундиталиев.

По факту есть, на деле — нет

Особое внимание уделено общественному транспорту. К примеру, только в Караганде насчитывается около 300 автобусов. Из них лишь половина — 150 единиц полностью соответствуют требованиям по приспособленности для людей с ограниченными возможностями.

— Приспособленность автобусов определяется наличием в нем пандусов, приспособлений и устройств, фиксирующих кресло-коляску, свободной площади возле двери для разворота, ровного пола в салоне автобусов и др. Кроме этого на новых автобусах в настоящее время снаружи кузова возле двери размещается кнопка вызова водителя для инвалидов,  — пояснил руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог  г.Караганды Казбек Макишев.

Но и тут не все оказалось так просто. Мы попытались вместе с нашим героем воспользоваться такой возможностью в одном из рейсовых автобусов в городе. Но, увы… Имеющееся в транспортном средстве специальное устройство оказалось не работающим. Тщетные попытки кондуктора установить его не увенчались успехом.

Летать — не ездить

Немного иначе обстоят дела с пассажироперевозками в аэропорту и на вокзалах.

Так, по данным мониторинга, которые озвучил внештатный советник акима Карагандинской области по вопросам людей с инвалидностью Нияз Сундиталиев, на вышеуказанных объектах практически все соответствует требованиям.

К примеру, на территории аэропорта «Сары-Арка» везде, где необходимо установлены пандусы, тротуарные скосы, информационные знаки, обозначены места стоянок транспорта лиц с ограниченными возможностями. При необходимости пассажиров с особыми потребностями сопровождает агент, оказывающий помощь. В здании имеется специальный знак «Лайтбокс», с указанием нужной информации. Есть кнопка вызова персонала. Здесь же установлен  лифт, в котором свободно размещается инвалидная коляска. Специальные места для инвалидов промаркированы специальными табличками места. Для пассажиров с нарушением зрения при входе в аэровокзал размещены пиктограммы и указатели. Имеются специализированные туалетные комнаты.

Соблюдают все требования для обслуживания и перевозки пассажиров с инвалидностью и на автовокзале Караганды. Здесь также есть пандус, специальная парковка и отдельная касса. Предусмотрена кнопка вызова дежурного по вокзалу, который при необходимости сопроводит. Имеется инвалидная коляска. Информация по рейсам оповещается по громкоговорящему устройству для слабовидящих. Оборудована специальная туалетная комната.

И наконец железнодорожный вокзал Караганды. Там недавно была проведена реконструкция, после которой были созданы максимальные удобства для инвалидов. В здании есть отдельные кассовые залы и залы ожидания, комнаты отдыха, камеры хранения ручного багажа для маломобильных граждан. Построен крытый пешеходный переход над Ж/Д путями с выходами на платформы по эскалаторам. Внутри здания, а также для подъема и спуска на платформы имеются лифты. Как и на других объектах имеются указатели, мониторы, таблички, тактильная плитка, индукционные панели.

Однако такие условия созданы далеко не во всей области. По данным Нияза Сундиталиева, не считая Караганду, Темиртау и Балхаша, автовокзалы и автостанции в регионе лишь частично соответствуют стандартам. Работа, конечно, ведется планомерно. Только вот передвигаться и пользоваться жизненно необходимыми услугами инвалидам приходится ежедневно.

Евгения ГОРЮНОВА

Фото Александра Марченко