16 C
Алматы
Понедельник, 6 мая, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиСамое главное в работе педагога – безграничное терпение и любовь

Самое главное в работе педагога – безграничное терпение и любовь

За 25 лет работы с особенными детьми у педагога-дефектолога Светланы Паркановой ни разу не возникло желания уйти из специальной школы-интерната № 6 Караганды в общеобразовательную. На вопрос «Почему?» отвечает, что все дело в отношениях. Учителю здесь приходится отдавать гораздо больше, чем просто знания, но и в ответ он получает не только признательность, но и большую любовь и доверие.

Радовать успехам учеников

– Когда входишь в класс и видишь эти глаза, чувствуешь, как радостно дети тебя встречают, когда они добиваются своих маленьких, но трудных побед, к которым ты тоже причастна, – эти ощущения ни на что не променять, – признается педагог. – Да, в работе с детьми с особыми образовательными потребностями очень много сложностей, но тем радостнее для нас их достижения. Особую гордость я испытываю, когда бывшие воспитанники становятся полноценными членами общества, получают профессию, заводят семьи. Многие из них держат с нами связь и рассказывают, как складывается их жизнь. Именно для этого мы с коллегами трудимся.

Светлана Парканова родилась в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. В шестилетнем возрасте отец перевез семью в Караганду, чтобы устроиться на работу на шахту. В детстве она мечтала стать юристом. Но когда пошла в школу, встретила свою первую учительницу, которая стала детям второй мамой. И собеседница так хотела быть на нее похожей, что решила тоже стать педагогом. Правда, успела сделать попытку свернуть с намеченного пути и после школы поступила в вуз на техническую специальность, чтобы продолжить дело отца и пойти работать в шахту. Но быстро поняла, что это – не ее путь. Поступила в Саранское педагогическое училище и осуществила свою детскую задумку.

Скорректировать и адаптировать

После рождения дочери Светлана пошла устраивать ее в детский сад, где заведующая увидела диплом педагога и тут же предложила ей поработать в дошкольном учреждении, так как с кадрами тогда был дефицит. Она согласилась, однако предупредила, что поработает год, а потом уйдет преподавателем в школу. Но осталась воспитателем аж на 15 лет.

В 90-е годы садики в Караганде массово закрывались, воспитатели не могли найти работу по специальности, и так педагог волею судеб попала в специальную школу-интернат № 6. В этом учреждении живут и обучаются дети с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями, аутизмом, синдромом Дауна. Главная задача преподавателей – коррекция отклонений, освоение адаптированной школьной программы и социализация особенных воспитанников.

– Сначала не представляла себе, как работать с такими детьми, – признается педагог. – Но меня почему-то к ним тянуло. Я сравнивала их с малышами из детского сада и понимала, что у многих из них мышление остается на уровне дошкольников, да и восприятие окружающего мира тоже. Поэтому они стали мне близки.

Конечно, поначалу ей было очень тяжело – приходила домой и плакала в подушку от чувства бессилия. Сильно переживала, не хватало опыта, иногда она не знала, как вести себя в той или иной ситуации.

– Все-таки наши дети особенные, один и тот же диагноз может проявляться у них совершенно по-разному, поэтому каждый требует индивидуального подхода, – говорит Светлана Парканова. – К счастью, мне помогали опытные коллеги – открывали секреты общения, чтобы я шаг за шагом постигала профессию. Проработав год, поняла, что необходимо специальное образование, и тогда заочно поступила в университет на педагога-дефектолога. Получила диплом с отличием по специальности «Математика» и осталась работать в интернате. Тружусь здесь уже 25 лет.

Требуется свой подход

Особенностей у детей специальной школы-интерната много, их все нужно учитывать. Прежде всего непредсказуемое поведение, которое они не могут контролировать – например вспышки агрессии или возбудимости, крики. Опытный педагог уже знает, что может спровоцировать ребенка, и старается не давать повода для этого. Кого-то нужно подойти и крепко обнять, помочь успокоиться, кого-то уговорить или отвлечь разговорами, на некоторых действует строгость или порицание.

Свой подход требуется и в учебном процессе. Так, ученики десятого класса школы-интерната постигают программу на уровне четвертого-пятого класса общеобразовательной школы. В каждом классе еще есть деление на три группы по уровню восприятия информации. Одни схватывают на лету, других нужно направлять, а третьи не справляются без прямой помощи учителя. Им нужно как можно больше наглядности, много повторений, интерактивные задания. Бывает, что ребенок достигает какого-то уровня и дальше уже не может развиваться в силу своих особенностей. Есть такие, которые за учебный год постигают только сложение простых чисел, считают на пальцах или на линейке. Некоторые в старших классах только учатся читать.

– Но и это уже большое достижение и для них, и для нас. Мы этим гордимся, и каждая маленькая победа дает надежду на лучшее. Главное – не опускать руки, а работать с каждым. Ведь у них тоже есть таланты: наши дети участвуют в творческих и музыкальных конкурсах, побеждают в них. Поэтому самое главное в нашей работе – безграничное терпение и любовь, – делится Светлана. – Наши воспитанники видят в нас не просто учителя, который дает знания по предмету, – мы для них и друг, и мама, ведь у нас много ребят из детских домов и неблагополучных семей.

А ведь кто-то из них никогда не знал родительского тепла, кого-то бросили, предали, плохо обращались. Для таких детей нужно не просто провести урок – они нуждаются в любви, ласке.

– И они возвращают эту любовь с лихвой, – рассказывает педагог. – Утром я захожу в школу, а ребенок уже бежит навстречу и не просто здоровается, но расспрашивает: «Как здоровье? Как вы сегодня спали? Как дела у вашей дочки?» И от этого наворачиваются слезы на глаза. Становится понятно, что ты на своем месте, потому что нужна им.

Светлана СВИЧ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Электрослесарю шахты имени Костенко Айбару Косанову вручили орден «Еңбек Даңқы» ІІІ степени

Аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев вручил от имени Главы государства награду электрослесарю подземного участка шахты им. Костенко. За самоотверженный и плодотворный труд Айбар...

Из-за ремонта автодороги по улице Пичугина в Караганде перекроют большой участок дороги

В связи с проведением работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по улице Пичугина с 7 мая будет перекрыт участок дороги по улице Новоселов от...

Атмосфера творчества и вдохновения: в Караганде прошел творческий вечер Гульмиры Серікқызы

Поднять себе настроение и немного погрустить, почувствовать душевное тепло смогли карагандинцы, которые пришли на творческий вечер отличника культуры, лауреата международных и республиканских конкурсов, солистки...

В минувшее воскресенье вничью – 0:0 – завершилась встреча «Шахтера» на своем поле с...

Записав в свой актив одно очко, «горняки» по-прежнему занимают последнее, 13-е место в турнирной таблице чемпионата Казахстана в Премьер-лиге. Команда мастеров в Кызылорде...

В ресторане «Ариста» чествовали карагандинских ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны

В преддверии Дня Победы ветеранов ВОВ и тружеников тыла поздравили в торжественной обстановке в одном из лучших ресторанных комплексов города. В их адрес звучали...

В греко-римском стиле соревновались в Караганде более 200 спортсменов

В течение двух дней в спорткомплексе «Жастар» проходил VIII Республиканский турнир по греко-римской борьбе среди юношей памяти мастера спорта СССР, лауреата государственной премии Казахской...

В Караганде проходит фестиваль для детей с особыми образовательными потребностями

Сегодня, 6 мая, в спортивном комплексе «Жастар» при поддержке женского крыла партии «AMANAT» состоялось открытие детского инклюзивного спортивного фестиваля «Тең мүмкіндіктер - Равные...