Дню памяти и скорби вайнахов 79 лет. 82-летний Сулим Исакиевич Исакиев вспоминает: «Хотя мне было всего пять лет, но трагический день 23 февраля 1944 года запечатлелся в моей памяти на всю жизнь, как снимок на фотопленке». В дом вломились солдаты и, ничего не объясняя, начали хватать членов семьи. Так начинался долгий и страшный путь в неизвестность. Так проводилась операция «Чечевица» (депортация народов Кавказа).
Уже позже, когда спецпереселенцы прибыли в конечный пункт назначения, которым оказались карагандинские степи, они познакомились с удивительно гостеприимным и отзывчивым казахским народом, который принял чужую беду как свою собственную, делился едой и кровом. «За это я всегда буду благодарен нашим братьям, это же чувство взрастил в своих детях», – говорит аксакал.
В Казахстане конечным пунктом назначения для переселенцев стала Сортировка. Вайнахские семьи расселяли по глинобитным домишкам, которые остались от других спецпереселенцев. Здесь была всего одна комната, в которой не было ни кроватей, ни столов, ни стульев. Скудные вещи бросали на голый пол, на них и спали. Из еды – по горстке пшена утром, в обед и вечером. «Чувство голода не покидало нас. Выкинули на произвол. Врагу не пожелаешь такого. Местному населению заранее сказали: «Людоеды едут». Первое время нас сторонились. Однако жили мы бок о бок с казахами, русскими, немцами, корейцами, многие из которых также были репрессированы, знали, что такое нужда. Поэтому стали помогать, делиться последним. Казахи вообще, как узнали, что мы братья по вере, проникались сочувствием. С тех пор я не делю людей по национальностям. В каждом народе есть хорошие и плохие люди. Но хороших – всегда больше», – отмечает Сулим Исакиевич.
После смерти Сталина, когда многие депортированные вайнахи вернулись на родную землю, Сулим Исакиевич решил остаться в Казахстане. – Здесь моя мама похоронена, зачем мне уезжать? Конечно, с тех пор я много раз гостил у родственников, но всегда возвращался обратно. Это странное чувство – в горах мне как будто тесно, я слишком полюбил вольные степные просторы. За четверть века никого не предавал, ни одной докладной записки не написал, хотя возможности были. Моя совесть чиста. Дружба для меня – понятие святое, как Родина. Друга нельзя подводить, нужно выручать в трудную минуту. А многие казахстанцы для меня стали больше, чем друзья, я считаю их своими братьями, – рассуждает Сулим Исакиевич. Несмотря на возраст, аксакал активно участвует в общественной жизни региона, он руководит советом старейшин Чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Карагандинской области. Словами и делом воспитывает подрастающее поколение, имеет непререкаемый авторитет, является примером для подражания. Председатель областного этнокультурного объединения «Вайнах» Увайс Джанаев сказал: «Вайнахи – народ, лишенный свободы и родины, как казалось кому-то – навечно. Но только не сыновьям и дочерям этого народа, которые не мыслили себя без своей земли. И они вернулись на историческую родину, обретя и другую землю, ставшую, пусть насильно, через кровь и слезы, но родной для целых поколений вайнахов. В Казахстане выжило наше старшее поколение, сегодня выросло и воспитано новое. Великая степь породнила представителей разных национальностей. И пусть они сейчас живут далеко, в разных уголках света, мы знаем: благодарность Казахстану и казахскому народу передается через время, через расстояния на многие поколения».
Фархат КИНЖИТАЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО