2,5 миллиарда тенге дотаций требует автопарк № 3

303

Жители городов-спутников вовремя не смогли приехать в областной центр, потому что пассажироперевозчик не выпустил на линию междугородние автобусы. 28 октября было сорвано движение социально значимых маршрутов из Темиртау, Сарани, Абая, Шахтинска, п. Шахан, п. Топар, с. Егиндыбулак по направлению в Караганду.

Утро четверга у многих жителей области не задалось. На остановках им пришлось стоять по несколько часов. Не смогли пассажиры и купить билеты в кассах автостанций. Дождаться такси или частных перевозчиков было невозможно, да к тому же последние, отреагировав на ситуацию, тут же существенно увеличили тариф за проезд.

Если к месту ожидания подъезжала попутка, то ее тут же оккупировали десятки ожидающих. Но везло далеко не всем. Большая часть продолжала томиться ожиданием на остановках. При этом пассажиров уже не смущала завышенная стоимость проезда, для них было главным добраться до пункта назначения — кому на работу и учебу, а кому и на прием в больницу перед операцией.

Выражая свое недовольство, пользователи социальных сетей стали публиковать жалобы. Паблики запестрили сообщениями. И… ситуация стала меняться. Сообразив свою выгоду, на маршруты вышли частные пассажироперевозчики. На остановках они выстраивались вереницей в ожидании прибыли.

Уже в 10.00 в пресс-службе областного акимата прокомментировали ситуацию. В частности, объявили о том, что в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог не знали о предстоящей остановке маршрутов, курируемых крупнейшим автопарком. Те по сути поставили перед фактом. В итоге незамедлительно организовали переговоры с руководством автопарка, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и найти пути решения.

Уже к 13.00 для СМИ провели мини-конференцию. На все вопросы пришлось отвечать руководителю отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Казбеку Макишеву.

— Причина срыва в том, что автопарк № 3 несет убытки, которые складываются из-за эксплуатационных расходов, — пояснил он. — Куда входят затраты на закупку ГСМ, амортизацию, выплату заработной платы и другие. В целом в текущем году на покрытие убытков социально значимых междугородних маршрутов выделено 950 миллионов тенге. Согласно документации, которую предъявляют пассажироперевозчики, в год их убытки составляют четыре миллиарда тенге. Из них 2,5 миллиарда приходится на автопарк № 3. На следующий год рассматриваем возможность увеличения субсидирования. В этом году будем исходить из возможностей бюджета. В ходе переговоров с руководством автопарка № 3 достигнуто соглашение. Они обязуются возобновить движение междугороднего транспорта в полном объеме.

По словам К. Макишева, у данного пассажироперевозчика закончились деньги, и он просто не смог приобрести топливо, которое значительно подорожало за последнее время. А свои запасы израсходовали, потому что ежедневно на все маршруты тратят порядка 30 тысяч литров. На доходах автопредприятия сказались и последствия ограничительных мер во время пандемии.

— По сравнению с доковидным периодом в целом по области количество пассажиров снизилось на 60 процентов, — говорит Казбек Макишев. — К нам ранее обращались некоторые руководители автопарков, жаловались, что несут убытки. Но мы исходим из возможностей бюджета. Сейчас проблем с запасом дизельного топлива для автопарков нет. Этого удалось добиться благодаря поддержке акима области совместно с Министерством энергетики. После переговоров автопарк № 3 получает топливо по талонам. Его маршруты вышли на линию по всем направлениям.

Впредь, чтобы не допустить подобных фактов, управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог со своей стороны пообещало вовремя обеспечивать автопарки необходимым количеством топлива и выделять дополнительные деньги из бюджета. Вот только конкретную сумму пока не называют. И в свою очередь приносят извинения пассажирам за потраченное время и неудобства.

Между тем, по словам К. Макишева, пока речь не идет о поднятии стоимости проезда на междугородних автобусах. Сейчас в перечне социально значимых обслуживаются 29 маршрутов. По области работают 14 перевозчиков. Самый крупный — автопарк № 3.

Сам руководитель автопарка № 3 Артур Григорян комментировать ситуацию отказался, сославшись на занятость.

Чтобы подобного не произошло еще и на внутригородских, а также пригородных маршрутах, как было ранее, в отделе коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Караганды заверили: топливо имеется в необходимом количестве.

— У нас проблем не будет, — сказал заместитель руководителя отдела Рустем Кожакапанов. — Со всеми руководителями автопарков встретились, обсудили их проблемы. Что касается автопарка № 3, то для бесперебойного обеспечения внутригородских и пригородных маршрутов дизельное топливо закуплено в полном объеме.

Светлана СБРОДОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО