Штраф свыше 4,5 миллиона тенге может грозить владельцу развлекательного заведения за запрет посетителю приносить еду и напитки.
Иллюстративное фото: apsny.market
Собираясь на зону отдыха, в аквапарк или кинотеатр, многие из нас задумываются: а можно ли взять с собой свои еду и напитки? Отвечаем: можно. А вот требования владельцев бизнеса, запрещающие вам это делать, незаконны.
У входа в то или иное заведение часто встречается надпись: «Со своей едой и напитками вход воспрещен». Но не все знают, что такие требования нарушают не только сразу несколько статей Гражданского и Предпринимательского кодексов нашей республики, но и конституционные права казахстанцев.
Главный специалист областного департамента по защите прав потребителей Асель Сахариева объясняет, что если, к примеру, вы пришли со своими продуктами в аквапарк, а охрана на входе у вас их отбирает, заставляет оставить в ячейках для хранения личных вещей посетителей или заявляет: «Съешьте, потом заходите!», фактически принуждая вас приобретать аналогичные товары в самом аквапарке (причем втридорога), то такие действия неправомерны. То же самое и с кинотеатрами – его сотрудники не вправе не пропустить вас со своим, навязывая покупать напитки или тот же попкорн исключительно у них.
– В первую очередь это нарушение вашего конституционного права. Ведь в 26-й статье Основного закона нашей страны говорится о том, что граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество и никто не может лишить вас его иначе как по решению суда. То есть вы свободно можете носить с собой, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению любой принадлежащей вам вещью, не запрещенной и не ограниченной законом, – говорит Асель Сахариева.
Более того, по словам специалиста, в таких ситуациях явно видны и другие условия, нарушающие или ущемляющие права граждан. Это установление потребителю обязанностей по приобретению дополнительно навязанных товаров. Ведь если вам запрещают пронести с собой еду и напитки, то придется приобретать их в заведении. Выходит, что персонал косвенно принуждает вас покупать товар у них, посягая на свободу договора. А это запрещено согласно пункту 6 статьи 10 и статье 380 Гражданского кодекса РК, а также статье 8 Закона «О защите прав потребителей», в которых говорится, что каждый потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг.
Неправомерно и в одностороннем порядке продавцу изменять или расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса РК об основаниях и порядке изменения и расторжения договора – это когда вас не пропускают в заведение со своей едой, несмотря на то, что вы купили билет. Нарушением является и увеличение цены без предоставления потребителю права расторгнуть договор. Это когда ценник на ту же кока-колу установлен в разы дороже, нежели в обычном магазине, но вам навязывают: «Со своим напитком нельзя. Либо покупайте у нас, либо вас не пропустят». Тогда вам остается или согласиться, или остаться без напитка, или уйти. Но в последнем случае деньги за купленный билет вам вряд ли кто-то вернет.
– Еще такие ситуации можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию. Ведь вместо покупки товара в соседнем магазине или супермаркете вы будете вынуждены приобрести товар, к примеру, в аквапарке. А это уже нарушение Предпринимательского кодекса, в пункте 1 статьи 177 которого говорится, что любые действия субъекта рынка, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РК, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые причинили или могут причинить ущерб другим субъектам рынка, то есть конкурентам, неправомерны. Также, согласно пункту 4 статьи 8 Гражданского кодекса РК, граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели – также правила деловой этики, – продолжает специалист.
Кроме того, в таких действиях усматривается и недобросовестная конкуренция в форме реализации товара с принудительным ассортиментом. Вы будете вынуждены купить только то, что может предложить вам магазин. К тому же все это не касается предмета сделки – вы пришли смотреть фильм или поплавать в бассейне и покататься на водных горках, а не покупать еду и напитки.
Как же отстоять и защитить свои права в таких ситуациях, если персонал игнорирует все вышеперечисленные доводы? Можно рассказать им о том, что за такие действия в законодательстве предусмотрен штраф. В соответствии с пунктом 2 статьи 163 кодекса «Об административных нарушениях» недобросовестная конкуренция влечет штраф для субъектов малого предпринимательства – 200 МРП (612 600 тенге), для субъектов среднего предпринимательства – 300 МРП (918 900 тенге) и для субъектов крупного предпринимательства – 1 500 МРП (4 594 500 тенге).
– Если и это не поможет, то зафиксируйте нарушение (на фото или видео) и обратитесь в наш департамент по адресу: г. Караганда, ул. Костенко, 6. Либо на нашу «горячую линию» по номеру: 8 (7212) 42-52-11. После этого в отношении заведения будут приняты соответствующие меры, – подытожила главный специалист департамента по защите прав потребителей Асель Сахариева.
Наталья ФОМИНА