ДомойНовостиОбществоКак потребителю отстоять свои права

Как потребителю отстоять свои права

Штраф свыше 4,5 миллиона тенге может грозить владельцу развлекательного заведения за запрет посетителю приносить еду и напитки.

Собираясь на зону отдыха, в аквапарк или кинотеатр, многие из нас задумываются: а можно ли взять с собой свои еду и напитки? Отвечаем: можно. А вот требования владельцев бизнеса, запрещающие вам это делать, незаконны.

У входа в то или иное заведение часто встречается надпись: «Со своей едой и напитками вход воспрещен». Но не все знают, что такие требования нарушают не только сразу несколько статей Гражданского и Предпринимательского кодексов нашей республики, но и конституционные права казахстанцев.

Главный специалист областного департамента по защите прав потребителей Асель Сахариева объясняет, что если, к примеру, вы пришли со своими продуктами в аквапарк, а охрана на входе у вас их отбирает, заставляет оставить в ячейках для хранения личных вещей посетителей или заявляет: «Съешьте, потом заходите!», фактически принуждая вас приобретать аналогичные товары в самом аквапарке (причем втридорога), то такие действия неправомерны. То же самое и с кинотеатрами — его сотрудники не вправе не пропустить вас со своим, навязывая покупать напитки или тот же попкорн исключительно у них.

— В первую очередь это нарушение вашего конституционного права. Ведь в 26-й статье Основного закона нашей страны говорится о том, что граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество и никто не может лишить вас его иначе как по решению суда. То есть вы свободно можете носить с собой, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению любой принадлежащей вам вещью, не запрещенной и не ограниченной законом, — говорит Асель Сахариева.

Более того, по словам специалиста, в таких ситуациях явно видны и другие условия, нарушающие или ущемляющие права граждан. Это установление потребителю обязанностей по приобретению дополнительно навязанных товаров. Ведь если вам запрещают пронести с собой еду и напитки, то придется приобретать их в заведении. Выходит, что персонал косвенно принуждает вас покупать товар у них, посягая на свободу договора. А это запрещено согласно пункту 6 статьи 10 и статье 380 Гражданского кодекса РК, а также статье 8 Закона «О защите прав потребителей», в которых говорится, что каждый потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг.

Неправомерно и в одностороннем порядке продавцу изменять или расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса РК об основаниях и порядке изменения и расторжения договора — это когда вас не пропускают в заведение со своей едой, несмотря на то, что вы купили билет. Нарушением является и увеличение цены без предоставления потребителю права расторгнуть договор. Это когда ценник на ту же кока-колу установлен в разы дороже, нежели в обычном магазине, но вам навязывают: «Со своим напитком нельзя. Либо покупайте у нас, либо вас не пропустят». Тогда вам остается или согласиться, или остаться без напитка, или уйти. Но в последнем случае деньги за купленный билет вам вряд ли кто-то вернет.

— Еще такие ситуации можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию. Ведь вместо покупки товара в соседнем магазине или супермаркете вы будете вынуждены приобрести товар, к примеру, в аквапарке. А это уже нарушение Предпринимательского кодекса, в пункте 1 статьи 177 которого говорится, что любые действия субъекта рынка, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РК, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые причинили или могут причинить ущерб другим субъектам рынка, то есть конкурентам, неправомерны. Также, согласно пункту 4 статьи 8 Гражданского кодекса РК, граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели — также правила деловой этики, — продолжает специалист.

Кроме того, в таких действиях усматривается и недобросовестная конкуренция в форме реализации товара с принудительным ассортиментом. Вы будете вынуждены купить только то, что может предложить вам магазин. К тому же все это не касается предмета сделки — вы пришли смотреть фильм или поплавать в бассейне и покататься на водных горках, а не покупать еду и напитки.

Как же отстоять и защитить свои права в таких ситуациях, если персонал игнорирует все вышеперечисленные доводы? Можно рассказать им о том, что за такие действия в законодательстве предусмотрен штраф. В соответствии с пунктом 2 статьи 163 кодекса «Об административных нарушениях» недобросовестная конкуренция влечет штраф для субъектов малого предпринимательства — 200 МРП (612 600 тенге), для субъектов среднего предпринимательства — 300 МРП (918 900 тенге) и для субъектов крупного предпринимательства — 1 500 МРП (4 594 500 тенге).

— Если и это не поможет, то зафиксируйте нарушение (на фото или видео) и обратитесь в наш департамент по адресу: г. Караганда, ул. Костенко, 6. Либо на нашу «горячую линию» по номеру: 8 (7212) 42-52-11. После этого в отношении заведения будут приняты соответствующие меры, — подытожила главный специалист департамента по защите прав потребителей Асель Сахариева.

Наталья ФОМИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные