В Темиртауском историко-краеведческом музее состоялось открытие персональной выставки павлодарского художника Виктора Поликарпова «Родительница степь», приуроченная к Году народного творчества и культурного наследия СНГ. Она организована представительством Россотрудничества в Казахстане.
Виктор Поликарпов – заслуженный деятель Казахстана, академик Академии художеств. Получил музыкальное и художественное образование, начинал трудовую деятельность в художественно-производственных мастерских Павлодара, являлся членом Союза художников РК.
Одна из отличительных черт Поликарпова – это постоянный творческий поиск, желание открывать для себя новые техники изобразительного искусства и достигать в них мастерства. А ведь изначально Виктор Федорович был скрипачом – окончил Павлодарское музыкальное училище имени Чайковского по классу альта и даже преподавал музыку. Потом решил кардинально изменить свою жизнь и в 1971 году окончил Алма-Атинское художественное училище имени Гоголя. Даже учась в музыкальном училище, Поликарпов не оставлял изобразительное искусство. Именно в тот период он стал много рисовать карандашом, что в дальнейшем и определило основное направление его творчества – станковую графику. По окончании художественного училища в 70-80-е годы Виктор Поликарпов, кроме станковой графики, занимался художественным проектированием, декоративно-прикладным искусством: резьбой по дереву, чеканкой, макраме. Многие его работы до сих пор составляют внутреннее убранство общественных помещений Павлодара. В те же годы Поликарпов начинает работать в технике офорта, в которой в свое время преуспели Альбрехт Дюрер и Рембрандт.
Технически офорт очень сложен, он требует специальных материалов, оборудования и навыков. С виду все довольно просто – под специальный пресс кладут металлическую пластину с выгравированным на ней рисунком и чистый лист бумаги, на который и производится оттиск изображения. Однако сделать гравюру на металле очень непросто. Для этого пластину покрывают кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывают рисунок. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в не защищенных от лака поверхностях. После протравки лак счищается и пластину покрывают краской, которую затем аккуратно стирают, чтобы она осталась только в протравленных кислотой углублениях. Пластину накладывают на лист бумаги, помещают под пресс и делают оттиск. Это кропотливый труд, поэтому сейчас настоящих мастеров офорта в Казахстане фактически не осталось.
В свое время Поликарпов принимал участие в качестве художника в экспедициях археологов Академии наук Казахстана на раскопках древнего городища Отрар. Создал не одну серию графических работ к произведениям и стихам казахских и русских писателей. Для него, как он сам писал, любимый материал – карандаш.
В 80-х годах Виктор Федорович открыл для себя творчество своего земляка – поэта Павла Васильева – и приступил к созданию серии рисунков и офортов «К поэзии Павла Васильева». Эта поэтическая лирика нашла отражение в полотнах Виктора Поликарпова. Поэт очень хорошо владел казахским языком, поэтому не просто переводил казахских поэтов, а сам использовал народный фольклор для создания своих стихов. Художник, познакомившись в 1980 году с его произведениями, был впечатлен и однажды сказал, что хочет своими картинами влюбить и других в поэзию Васильева. В течение долгого времени он обращался к тому или иному произведению, в результате чего и собралась коллекция офортов, которая посвящена земле, Прииртышью, людям, истории края.
Светлана СВИЧ