5 C
Алматы
Четверг, 2 мая, 2024
No menu items!

Степная песнь

В Темиртауском историко-краеведческом музее состоялось открытие персональной выставки павлодарского художника Виктора Поликарпова «Родительница степь», приуроченная к Году народного творчества и культурного наследия СНГ. Она организована представительством Россотрудничества в Казахстане.

Виктор Поликарпов – заслуженный деятель Казахстана, академик Академии художеств. Получил музыкальное и художественное образование, начинал трудовую деятельность в художественно-производственных мастерских Павлодара, являлся членом Союза художников РК.

Одна из отличительных черт Поликарпова – это постоянный творческий поиск, желание открывать для себя новые техники изобразительного искусства и достигать в них мастерства. А ведь изначально Виктор Федорович был скрипачом – окончил Павлодарское музыкальное училище имени Чайковского по классу альта и даже преподавал музыку. Потом решил кардинально изменить свою жизнь и в 1971 году окончил Алма-Атинское художественное училище имени Гоголя. Даже учась в музыкальном училище, Поликарпов не оставлял изобразительное искусство. Именно в тот период он стал много рисовать карандашом, что в дальнейшем и определило основное направление его творчества – станковую графику. По окончании художественного училища в 70-80-е годы Виктор Поликарпов, кроме станковой графики, занимался художественным проектированием, декоративно-прикладным искусством: резьбой по дереву, чеканкой, макраме. Многие его работы до сих пор составляют внутреннее убранство общественных помещений Павлодара. В те же годы Поликарпов начинает работать в технике офорта, в которой в свое время преуспели Альбрехт Дюрер и Рембрандт.

Технически офорт очень сложен, он требует специальных материалов, оборудования и навыков. С виду все довольно просто – под специальный пресс кладут металлическую пластину с выгравированным на ней рисунком и чистый лист бумаги, на который и производится оттиск изображения. Однако сделать гравюру на металле очень непросто. Для этого пластину покрывают кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывают рисунок. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в не защищенных от лака поверхностях. После протравки лак счищается и пластину покрывают краской, которую затем аккуратно стирают, чтобы она осталась только в протравленных кислотой углублениях. Пластину накладывают на лист бумаги, помещают под пресс и делают оттиск. Это кропотливый труд, поэтому сейчас настоящих мастеров офорта в Казахстане фактически не осталось.

В свое время Поликарпов принимал участие в качестве художника в экспедициях археологов Академии наук Казахстана на раскопках древнего городища Отрар. Создал не одну серию графических работ к произведениям и стихам казахских и русских писателей. Для него, как он сам писал, любимый материал – карандаш.

В 80-х годах Виктор Федорович открыл для себя творчество своего земляка – поэта Павла Васильева – и приступил к созданию серии рисунков и офортов «К поэзии Павла Васильева». Эта поэтическая лирика нашла отражение в полотнах Виктора Поликарпова. Поэт очень хорошо владел казахским языком, поэтому не просто переводил казахских поэтов, а сам использовал народный фольклор для создания своих стихов. Художник, познакомившись в 1980 году с его произведениями, был впечатлен и однажды сказал, что хочет своими картинами влюбить и других в поэзию Васильева. В течение долгого времени он обращался к тому или иному произведению, в результате чего и собралась коллекция офортов, которая посвящена земле, Прииртышью, людям, истории края.

Светлана СВИЧ

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Едины — значит непобедимы

Под таким названием в честь Праздника единства народа Казахстана отдел занятости и социальных программ Караганды провел благотворительную акцию для получателей специальных социальных услуг. Мероприятие...

Впитали доброту и открытость всего казахского народа

Прародителем своего рода большая семья Махмудовых считает деда-казаха Арутдина Кулимова, в послевоенные годы усыновившего из детского дома мальчика-вайнаха Сайдамина. В продуваемых всеми ветрами...

В Карагандинской области в ряде районов уже приступили к весенне-полевым работам

Заместитель акима Карагандинской области Бауржан Асанов на днях посетил сельхозтоваропроизводителей из Абайского района. Там было засеяно порядка четырех тысяч гектаров пшеницы, ячменя и...

Мечты о суши: как карагандинец секреты японской кухни освоил

Это сегодня Асылбек Сайлаубек - небезызвестный ресторатор, обеспечивающий десятки людей рабочими местами и стабильным доходом, тем самым внося вклад в социально-экономическое развитие региона. Он...

В Балхаше восстанавливают пустующее здание в местном больничном городке

После ремонта в благоустроенный жилой дом планируют заселить молодых специалистов. С прошлого года в городе модернизируют центральную больницу. Многопрофильное учреждение хотят перевести в статут межрайонного....

Трудностям улыбаясь в лицо: Владимир Мажура из Осакаровки всегда готов помочь односельчанам

Чтобы добиться успеха, нужно просто взять себя в руки «Украинец по паспорту, казах – в душе», – так представляется предприниматель из Осакаровки Владимир Мажура. Он...

Назвать в память: почему так мало известно об исторических личностях, работавших в регионах?

Уже много лет группа бывших выпускников Карагандинского медицинского университета безуспешно пытается присвоить имя Петра Поспелова теперь уже НАО «МУК». Ректорат института (1973 г.) Сидят (слева...