Условия работы казахстанских и российских театров существенно разнятся. Взять, к примеру, систему оплаты труда. Отсутствие стимула привело к тому, что наши актеры не стремятся быть конкурентоспособными. Да и в целом действующее законодательство не дает развиваться этой сфере искусства.
В очередной раз эти вопросы поднял руководитель Карагандинского государственного русского драматического театра имени К.С. Станиславского Дунай Еспаев. Поводом для открытого диалога стало его участие в VII Международном театрально-образовательном фестивале-форуме «Науруз», организованном Татарским государственным академическим театром имени Галиасгара Камала при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза театральных деятелей Республики Татарстан.
По сложившейся традиции для участников форума были организованы мастер-классы, лекции и семинары по самым разным направлениям. Сам Д. Еспаев прослушал курс «Менеджмент, PR-технологии и законодательство в сфере театрального искусства». Его команда – заведующая литературной частью Алена Васина и главный художник Елена Ким – изучали свои направления. Изначально планировалось, что в Казань поедут и молодые артисты, но они были заняты в премьерных спектаклях.
Собеседник «Индустриалки», подавая заявку на участие, преследовал одну цель:
– Ранее я принимал участие в подобных семинарах в России и хотел встретиться с этими же педагогами, чтобы удостовериться, правильно ли веду театральное дело. По-старому работать нельзя. Я придерживаюсь этого принципа с 2010 года, когда был назначен художественным руководителем Областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина. И тогда все мои несчастья начались из-за моего желания развивать театр по современной стезе.
Как отмечает Дунай Амандыкович, относиться к театру как некоему месту, где живут исключительно небожители, закрытому помещению, куда ходят странные люди, нельзя. Его надо воспринимать как бизнес: хороший продукт должен продаваться, приносить доход, чтобы театр мог крепко стоять на ногах.
Казахстанские коллективы и рады бы зарабатывать самостоятельно, но в обход закона не пойдешь – согласно уставу они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью и в целом осуществлять самостоятельные шаги. Тут как нельзя кстати была бы спонсорская помощь, но меценаты не спешат поддерживать искусство в чистом виде, так как в Налоговом кодексе РК не предусмотрена норма уменьшения налога на прибыль налогоплательщиков-благотворителей.
Также пищей для размышления стало сравнение системы оплаты труда двух стран. В Трудовом кодексе РК, говорит руководитель карагандинской труппы, не предусмотрена норма выхода на сцену. А действующая в театре балльная система очень проста: 2+2=4. В России действует совсем иная схема. Например, если спектакль заработал пять миллионов рублей, то главные герои получают надбавку в размере 50 тысяч рублей. Кроме того, там. благодаря возможности работать на контрактной основе, актер зарабатывает в месяц в среднем 250 тысяч рублей. Для сравнения – «новобранцам» в ряды станиславцев предлагают всего 89 246 тенге. Не верите? Посетите официальный сайт театра.
– Наши могут максимум параллельно сниматься в кино, заниматься преподавательской деятельностью или тамадированием. Но последнее, на мой взгляд, не совсем красит человека высокого искусства. Я как руководитель выступаю за контрактную систему. При ее введении отпадает необходимость повышения зарплаты и увеличения субсидирования, – объяснил он.
Здесь все так же достаточно просто. Это позволит в сезон играть сразу на нескольких сценах. Чтобы быть нужным всегда и везде, необходимо быть конкурентоспособным. И тогда актер сможет назначать себе цену.
При таком подходе, говорит Д. Еспаев, в каждом коллективе основной состав будет состоять максимум из восьми человек. В большинстве случаев лишь несколько человек несут на себе репертуарную нагрузку. Остальные в это время, находясь дома, что называется, плюя в потолок, получают свой оклад. Такая уравниловка мешает самосовершенствоваться.
Или взять, к примеру, Закон РК «О государственных закупках». Даже такая мелочь, как приобретение цветов, является проблемой. И не дай бог конкурс выиграет поставщик из того же Шымкента. Цветы нужны будут уже завтра, и неизвестно, когда он сможет выполнить свои обязательства. Таким образом, закон не учитывает специфику этой сферы.
Возникает вопрос: понимая существующее положение дел, не предпринимали ли руководители театров страны попыток повлиять на ситуацию?
– Мы – я и мои коллеги – постоянно обращаемся в профильное министерство. Более того, три или четыре года назад состоялась расширенная коллегия, на которой поднимались волнующие весь театральный мир вопросы. Доказывали, показывали, но так ничего и не изменилось, – подчеркнул Д. Еспаев. – В любом случае, если не мы, то следующее поколение, надеюсь, воплотит наши идеи в жизнь. Мы живем в слышащем государстве, строим Новый Казахстан, и рано или поздно нас должны будут услышать: архаично работать уже невозможно. В нашем деле не бывает мелочей. Мы должны упаковать нашу продукцию в дорогую обертку, наполнить ее продукцией, интересной зрителю. Конечный итог этой работы – спектакль. Первые результаты нашего участия в фестивале-форуме есть. Буквально на днях заведующая литературной частью совместно с заместителем руководителя театра по общим вопросам принесли свои предложения. То есть обучение придало им импульс. То, что раньше вынашивалось в мыслях, оформилось в конкретные идеи.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО