ДомойНовостиКультураПо-старому жить нельзя

По-старому жить нельзя

Условия работы казахстанских и российских театров существенно разнятся. Взять, к примеру, систему оплаты труда. Отсутствие стимула привело к тому, что наши актеры не стремятся быть конкурентоспособными. Да и в целом действующее законодательство не дает развиваться этой сфере искусства.

В очередной раз эти вопросы поднял руководитель Карагандинского государственного русского драматического театра имени К.С. Станиславского Дунай Еспаев. Поводом для открытого диалога стало его участие в VII Международном театрально-образовательном фестивале-форуме «Науруз», организованном Татарским государственным академическим театром имени Галиасгара Камала при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза театральных деятелей Республики Татарстан.

По сложившейся традиции для участников форума были организованы мастер-классы, лекции и семинары по самым разным направлениям. Сам Д. Еспаев прослушал курс «Менеджмент, PR-технологии и законодательство в сфере театрального искусства». Его команда — заведующая литературной частью Алена Васина и главный художник Елена Ким — изучали свои направления. Изначально планировалось, что в Казань поедут и молодые артисты, но они были заняты в премьерных спектаклях.

Собеседник «Индустриалки», подавая заявку на участие, преследовал одну цель:

— Ранее я принимал участие в подобных семинарах в России и хотел встретиться с этими же педагогами, чтобы удостовериться, правильно ли веду театральное дело. По-старому работать нельзя. Я придерживаюсь этого принципа с 2010 года, когда был назначен художественным руководителем Областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина. И тогда все мои несчастья начались из-за моего желания развивать театр по современной стезе.

Как отмечает Дунай Амандыкович, относиться к театру как некоему месту, где живут исключительно небожители, закрытому помещению, куда ходят странные люди, нельзя. Его надо воспринимать как бизнес: хороший продукт должен продаваться, приносить доход, чтобы театр мог крепко стоять на ногах.

Казахстанские коллективы и рады бы зарабатывать самостоятельно, но в обход закона не пойдешь — согласно уставу они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью и в целом осуществлять самостоятельные шаги. Тут как нельзя кстати была бы спонсорская помощь, но меценаты не спешат поддерживать искусство в чистом виде, так как в Налоговом кодексе РК не предусмотрена норма уменьшения налога на прибыль налогоплательщиков-благотворителей.

Также пищей для размышления стало сравнение системы оплаты труда двух стран. В Трудовом кодексе РК, говорит руководитель карагандинской труппы, не предусмотрена норма выхода на сцену. А действующая в театре балльная система очень проста: 2+2=4. В России действует совсем иная схема. Например, если спектакль заработал пять миллионов рублей, то главные герои получают надбавку в размере 50 тысяч рублей. Кроме того, там. благодаря возможности работать на контрактной основе, актер зарабатывает в месяц в среднем 250 тысяч рублей. Для сравнения — «новобранцам» в ряды станиславцев предлагают всего 89 246 тенге. Не верите? Посетите официальный сайт театра.

— Наши могут максимум параллельно сниматься в кино, заниматься преподавательской деятельностью или тамадированием. Но последнее, на мой взгляд, не совсем красит человека высокого искусства. Я как руководитель выступаю за контрактную систему. При ее введении отпадает необходимость повышения зарплаты и увеличения субсидирования, — объяснил он.

Здесь все так же достаточно просто. Это позволит в сезон играть сразу на нескольких сценах. Чтобы быть нужным всегда и везде, необходимо быть конкурентоспособным. И тогда актер сможет назначать себе цену.

При таком подходе, говорит Д. Еспаев, в каждом коллективе основной состав будет состоять максимум из восьми человек. В большинстве случаев лишь несколько человек несут на себе репертуарную нагрузку. Остальные в это время, находясь дома, что называется, плюя в потолок, получают свой оклад. Такая уравниловка мешает самосовершенствоваться.

Или взять, к примеру, Закон РК «О государственных закупках». Даже такая мелочь, как приобретение цветов, является проблемой. И не дай бог конкурс выиграет поставщик из того же Шымкента. Цветы нужны будут уже завтра, и неизвестно, когда он сможет выполнить свои обязательства. Таким образом, закон не учитывает специфику этой сферы.

Возникает вопрос: понимая существующее положение дел, не предпринимали ли руководители театров страны попыток повлиять на ситуацию?

— Мы — я и мои коллеги — постоянно обращаемся в профильное министерство. Более того, три или четыре года назад состоялась расширенная коллегия, на которой поднимались волнующие весь театральный мир вопросы. Доказывали, показывали, но так ничего и не изменилось, — подчеркнул Д. Еспаев. — В любом случае, если не мы, то следующее поколение, надеюсь, воплотит наши идеи в жизнь. Мы живем в слышащем государстве, строим Новый Казахстан, и рано или поздно нас должны будут услышать: архаично работать уже невозможно. В нашем деле не бывает мелочей. Мы должны упаковать нашу продукцию в дорогую обертку, наполнить ее продукцией, интересной зрителю. Конечный итог этой работы — спектакль. Первые результаты нашего участия в фестивале-форуме есть. Буквально на днях заведующая литературной частью совместно с заместителем руководителя театра по общим вопросам принесли свои предложения. То есть обучение придало им импульс. То, что раньше вынашивалось в мыслях, оформилось в конкретные идеи.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяТруба зовет
Следующая статьяПрогулки по заповедным местам
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные