Свет немеркнущей звезды

417

Почти в каждом театре Казахстана служат ее ученики

Постановка «Отыз ұлын болғанша» Национального театра драмы им. М. Ауэзова собрала в Караганде аншлаг. В этом спектакле играла свою последнюю роль известная актриса и талантливый педагог Шолпан Жандарбекова, 100-летие которой в этом году отмечает театральный мир страны.  

Алматинской сцене она посвятила всю жизнь. Здесь блистала в главных ролях в знаменитых на все времена «Ақан сері — Ақтоқты», «Қозы Көрпеш — Баян Сұлу», «Еңлік — Кебек», «Қарақыпшақ Қобланды», «Айман — Шолпан», «Абай». Увековечен ее образ в кинематографе — «Путь Абая», «Дочь степей», «Поэма о любви», «Перекресток», «Крылатый подарок», «Сплав».

Родилась Шолпан Исабековна в январе 1922 года в селе Милыбулак Каркаралинского района. После окончания седьмого класса продолжила образование в Алма-Атинском театрально-художественном училище. На выпускном курсе педагог Аскар Токпанов привел талантливую студентку к режиссеру Казахского государственного театра драмы Моисею Гольдблату, и юная актриса исполнила на большой сцене роль Раш в драме «Час испытаний» Мухтара Ауэзова.

О таланте, творчестве, красоте внешней и духовной Шолпан Жандарбековой написано немало книг, очерков и статей. Так, на днях вышел в свет сборник «Шолпан — жұлдыз», над которым работал обозреватель областной газеты «Ortalyq Qazaqstan» Ерғазы Төлеу. В книгу вошли воспоминания самой актрисы, рассказы ее друзей, коллег и учеников. Презентация состоялась в рамках юбилейного мероприятия «Сахнаның Шолпан жұлдызы» на сцене Областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина.

В Караганду для участия в торжествах приехали директор Казахского национального театра драмы им. М. Ауэзова Еркин Жуасбек, режиссер, заслуженный деятель Казахстана Аубакир Рахимов, актеры Нукетай Мышбаева, Саят Мерекеулы, Рашида Хаджиева, Гайникамал Байкошкарова, Салиха Кожакова, а также Кенес Нурланов, Данагуль Темирсултанова. Им всем посчастливилось учиться у Шолпан Жандарбековой мастерству и играть с ней на одной сцене. И не только им. Одни из самых маститых карагандинских мастеров сцены Кайрат и Бижамал Кемаловы, Кенес Жумабеков также являются ее учениками.

Программа включала встречу алматинской труппы с молодежью и показ документального фильма «Ақтоқтыдай аңыз тұлға» о жизни и творческом пути Шолпан Жандарбековой. Много интересного рассказали гости о той, которая многие годы объединяла два театра. Так, уже будучи в преклонном возрасте, настаивала на том, чтобы руководство включало в репертуар, помимо «Отыз ұлын болғанша», «Қош, махаббат» по пьесе Мукагали Макатаева: «Мне нужно выходить на сцену, ведь зритель меня ждет».

Обучая студентов актерскому мастерству, Ш. Жандарбекова находила к каждому подход, помогая выйти из зоны комфорта. Интересную историю поведала Данагуль Темирсултанова:

— Это было на втором курсе. Мы работали над пьесой Александра Островского «Свои люди — сочтемся». С нами училась Гульмира Жарылгапова. Шолпан Исабековна ее любила, потому что студентка была очень на нее похожа внешне. Ей никак не давалась роль, и педагог сильно с ней намучалась. В один день, дав деньги, отправила одного из мальчишек за шампанским. Налила его в фужер и приказала: «Пей!» Гульмира попыталась было отказаться… За первым последовал второй фужер. Лицо Гульмиры раскраснелось, в глазах появился блеск, исчезла внутренняя зажатость, и в результате она отлично сыграла свой отрывок. После этого Шолпан Исабековна вылила остатки шампанского и предупредила нас, чтобы об этом никто не узнал.

Интересной оказалась выставка из фондов театрального музея, организованная на втором этаже карагандинского храма Мельпомены. По словам его руководителя Наргиз Танабеккызы, вниманию зрителей представлены более 100 экспонатов. В их числе — более 70 фотографий Шолпан Исабековны, программки и афиши спектаклей с ее участием, начиная с 40-х годов прошлого столетия, два сценических костюма — Ақтоты из «Ақын трагедиясы» Сабита Муканова (1958 год) и Елены Кручининой из постановки «Без вины виноватые» Александра Островского, а также подлинники диплома об окончании Алма-Атинской государственной консерватории
им. Курмангазы по специальности «Кобыз» от 26 мая 1981 года, аттестата профессора по кафедре актерского мастерства и режиссуры, трудовой книжки и удостоверение лауреата Государственной премии Казахской ССР.

Для истинных ценителей искусства кульминацией театрального праздника стал показ грустной комедии «Отыз ұлын болғанша» в постановке Аубакира Рахимова, который идет на алматинской сцене уже более 20 лет.

— Мы не случайно привезли в Караганду именно этот спектакль. В нем Шолпан Исабековна играла последнюю свою роль. Она играла с огромным удовольствием, — объяснил Еркин Жуасбек.

Спектакль поставлен по пьесе Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Действие разворачивается в 90-е годы в сельском приюте для одиноких стариков. Его обитательницы — четыре пенсионерки, каждая со своим прошлым, историей и характером. Следующий их день похож на предыдущий, единственное развлечение — воспоминания о молодости, мелкие склоки. Но день за днем они доказывают, что полны оптимизма и веры в светлое будущее. Не дает им закиснуть «зажигалка» Аклима (Рашида Хаджиева). Любительница время от времени смачивать губы вином, она активная, шумная, многословная. Долгое время остается непонятным персонаж Нукетай Мышбаевой — Фатима. Она тихонько лежит на своей кровати под одеялом, практически не подавая признаков жизни. Даже подружки убеждены, что их парализованная соседка — немая. Но не тут-то было. Она не только может ходить и говорить, но даже пляшет и поет. А все вместе они доказывают, что любви все возрасты покорны. Размеренный ход их жизни меняется с появлением Абдоллы (Саят Мерекеулы). Оказывается, что не только Аклима мечтает о семье, но и остальные. Настолько, что тихоня Фатима сбрасывает с себя маску и предстает перед этим маленьким обществом совсем в другом свете. И каждая старается понравиться жениху, угодить и назвать его своим мужем.

Почему комедия грустная? Да, здесь есть множество поводов для здорового юмора, и зрители смеялись от души. Но в спектакле также поднимаются вопросы, с которыми сталкивается каждое общество.

А больше всего поразила игра Нукетай Мышбаевой. Человек незнающий не обратил бы на это никакого внимания — грим и подростка превратит в старика. Но дело в том, что в прошлом месяце актриса отпраздновала свое 86-летие. Несмотря на почтенный возраст, она продолжает выступать, принимает участие в гастролях, а также заряжает коллег и зрителей своей мощной энергетикой.

 

Асель ЖЕТПИСБАЕВА