back to top
22.7 C
Алматы
Четверг, 3 июля, 2025
No menu items!
ДомойНовостиРегионыНе сворачивать с пути: почти 40 лет проработал машинистом электровоза Асхат Нуркасынов...

Не сворачивать с пути: почти 40 лет проработал машинистом электровоза Асхат Нуркасынов из Балхаша

Рельсы и шпалы появились в его жизни в далекие 80-е годы. Тогда молодой человек только вернулся из армии. Пока он отдавал долг Родине, его семья переехала из совхоза Коянды на станцию Босага. Это небольшой населенный пункт в 270 километрах от Караганды. Прямо через аул проходят железнодорожные пути, которые и определили вектор в жизни мужчины.

Асхат Нуркасынов по предложению родственника отправился на курсы подготовки помощника машиниста, по окончании устроился на станцию Агадырь, а в 1994-м переехал с семьей в Балхаш.

– После армии молодой был, думал, временно устроюсь, поработаю пока. А потом вошел в колею, привык и остался. Были тяжелые времена, зарплату давали коммерческими чеками, на которые ничего нельзя было купить. А в Балхаше платили наличными, поэтому решили перебраться сюда. Бывало, что по полгода зарплату не давали. Но терпел, ждал, когда в стране все стабилизируется, – вспоминает железнодорожник.

Девять лет он катался помощником. В 1996 году при депо окончил профессиональные курсы и получил квалификацию машиниста пассажирского движения. С тех пор возит и людей, и грузы. Сейчас он машинист 1-го класса пассажирского движения локомотивного депо Балхаша.

– В то время тепловозы, конечно, были в плохом состоянии. То вода убежала, то масло, ходили черные, грязные все время. Сейчас чистенькие всегда, условия труда намного лучше стали. Управление происходит с помощью компьютера, автоматика контролирует все системы. Не надо бегать, как раньше. Были тумблеры, которые нужно было переключать. Сейчас все автоматизировано. В кабинете есть кондиционер, комфортно. Раньше летом, например, очень жарко было работать. Оборудование греется, еще и жара. Сейчас таких проблем нет, – рассказывает Асхат Нуркасынов.

Около 30 лет балхашец двигается по одному маршруту – до станций Саяк или Мойынты, уже успел изучить каждый километр путей. Но, несмотря на опыт, в каждой поездке он не дает себе расслабляться.

– Скорости большие – 110-120 километров в час. Все лето на путях скот гуляет. Сейчас строится второй путь, люди ходят, техника работает. Все надо контролировать. Поэтому всегда смотришь на дорогу, одна рука на штурвале, другая – на кране машиниста. Нельзя отвлекаться, – говорит он.

В начале 2000-х Асхат Сатыболдинович был отмечен знаком «За безопасность движения». Он смог предотвратить аварию, вовремя заметив выброс пути. Под воздействием температуры происходит искривление рельсов. Машинист вовремя увидел угрозу и остановил поезд, тем самым избежав чрезвычайной ситуации. А в 2013 году он удостоился звания «Почетный железнодорожник».

Почти за 40 лет работы А. Нуркасынов подготовил не одно поколение помощников и машинистов. Его как опытного специалиста ставят к новичкам в наставники.

– Обкатывал машинистов и грузовых, и пассажирских поездов. Показывал, как управлять, делился хитростями. В пассажирских поездах, к примеру, самое главное – это плавность вождения, чтобы не дергало. Есть отличие в тормозных системах. Это все в жизни им пригодилось. Многие работают со мной сейчас. До сих пор звонят, спрашивают совета, я всегда подсказываю, – рассказывает Асхат Сатыболдинович.

Карьера железнодорожника для нашего героя подшла к концу – 1 февраля ему исполнилось 57 лет. А по закону в этом возрасте управлять поездами уже нельзя.

– Вышел на профессиональную пенсию, мы ее называем дотацией. Конечно, грустно, столько лет проработал. Буду скучать по работе, тепловозам, коллегам, по стуку колес, – говорит мужчина.

У Асхата Сатыболдиновича большая семья – жена, дочь, сын, внуки. Из почетного железнодорожника он планирует переквалифицироваться в заботливого мужа, отца и дедушку. Свободное время собирается проводить за любимыми занятиями и вспомнить старые увлечения.

– В гараже люблю работать, машиной заниматься. В молодости делал камшы – кнуты. Думаю возобновить это хобби. А молодым железнодорожникам хочу пожелать профессионального любопытства, быть внимательными, ответственными, хорошо знать свою машину и не сворачивать с выбранного пути, – наставляет балхашец.

Виктория БУХАНЦЕВА

Фото автора

г. Балхаш

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Карагандинцы увидели лучшие номера из самых известных постановок музкомедии

Прошедшее воскресенье стало ярким событием в культурной жизни шахтерской столицы. Гала-концерт Карагандинского академического театра музыкальной комедии, который ознаменовал закрытие 52-го театрального сезона, собрал в...

Карагандинские предприятия номинируются в престижном конкурсе

Завершен прием заявок на участие в Премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» и республиканском конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана». От региона поступило 60 заявок. Как отметили...

Если подрядчики вовремя не завершат объекты, им пригрозили санкциями

В Темиртау ведется строительство и реконструкция сетей водоотведения. На каком этапе работы, проверил градоначальник Галым Ашимов. По его словам, в городе металлургов реализуется два важных...

Карагандинских выпускников предупредили об изменившихся условиях использования транспортных карт

В конце июня истек срок предоставления льгот на бесплатный проезд в общественном транспорте Караганды по карте «Социальная». С первого июля у некоторых категорий населения...

Один из старейших проспектов Караганды закроют на ремонт

Завтра, 3 июля, в областном центре приступят к среднему ремонту автомобильной дороги по проспекту Назарбаева. Как сообщили в пресс-службе акимата Караганды, для проезда будет недоступен...