Лица страны

Когда черно-белое эмоциональнее всех красок

Искренние улыбки детей и взрослых, глубокие морщины как свидетельство прожитых лет и мудрости, сосредоточенность — в работах известного казахстанского фотографа есть все, кроме зла и ненависти.

Убедиться в этом можно, посетив Темиртауский историко-краеведческий музей, где проходит фотовыставка «Казахстанцы». Автор серии — путешественник, журналист, краевед, сотрудник Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау», официальный фотограф журнала «National Geographic Qazaqstan» и организации внутреннего туризма «Nomad Explorer» Дмитрий Ругис.

Каждая фотография — это настоящая жизнь со всей ее палитрой чувств. Здесь нет позерства, когда человек, увидев нацеленный на тебя объектив, начинает лихорадочно соображать: «Ах, как мне лучше встать? Как красиво повернуть голову?» Самое ценное в образах Дмитрия — момент, который нужно ловить здесь и сейчас. Разглядывая их, ты видишь в каждом герое что-то родное. Вспоминаются детские годы, когда на каникулах рвались в аул к родственникам, где бабушка и дедушка, дяди и тети баловали тебя, угощая самым вкусным. И с такими же мальчишками и девчонками, улыбающимися во весь рот со снимков фотографа, с утра и до ночи носились по улицам, играли в прятки, ходили на колонку за водой, бродили по лесу, впитывая в себя свежий воздух и солнечный свет. От этого на душе становится тепло, и пусть ненадолго, на краткий миг, но мысли о повседневной суете остаются за стенами выставочного зала.

И не важно, что все работы черно-белые — не всегда буйство красок может донести суть.

— Наверное, прежде всего это дань традиции советской школы. Во-вторых, меня учили, что черно-белая фотография не отвлекает. Остается только ее сущность, мысль, которую я хочу показать, — объяснил художник.

Д. Ругис — человек с интересной судьбой. Он служит ярким примером того, что возможность изменить жизнь доступна в любом возрасте. После окончания Карагандинского политехнического института девять лет проработал на шахте горным инженером. В перестроечные годы занялся строительством, создал небольшую бригаду. И всего каких-то 10 с небольшим лет назад не думал, что сменит привычный домашний уют на ветер странствий, взирая на мир сквозь объектив.

— В детстве и в студенческие годы я немного увлекался фотографией, но это были любительские снимки. Потом был большой перерыв. И когда с друзьями из туристического клуба стал путешествовать по Казахстану, мне захотелось запечатлеть красоту нашей природы, — рассказал он.

Понимая, что его работы не соответствуют тому, что видел в журналах, начал искать, где может постичь азы искусства. Так он перешагнул порог темиртауского фотоклуба «Сплав», куда, как признает сам, пришел абсолютным «чайником», чтобы впоследствии превратить хобби в профессию.

Герои Дмитрия — жители отдаленных сел: дети и взрослые, мужчины и женщины, убеленные сединами старики. Здесь нет праздности и лености — каждый занят делом.

— Больше всего привлекает отношение людей, которые видят меня. Я не стараюсь прятаться, когда снимаю. Наоборот. И они открыты мне. В их улыбках запечатлеваю гостеприимство, доброжелательность, моральные принципы. Особенно это все сохранилось в сельской местности, — объяснил виновник торжества.

А еще работы Дмитрия «вкусные». На одном из снимков он рассказывает о древнем обряде «шек беру». В небольшой кухне вокруг низкого круглого стола собрались женщины. Стол заставлен блюдами с исходящим паром бесбармаком. Кажется, стоит снять маску и тебя окутает аромат конины, казы и шужыка. На соседнем фото изображена апашка, которая протягивает кому-то кружку, полную освежающего, бодрящего кумыса. А чего стоит портрет матери и дочери, перед которыми стоят подносы с только что приготовленным куртом. Невольно память вновь возвращает в детство, когда под чутким руководством старших нежно мяли в ладошках пахнущую кислым молоком массу, а потом едва ли не ежедневно заглядывали под марлю, ожидая часа, когда можно будет сполна насладиться терпким соленым вкусом.

Для Дмитрия фотография — не просто работа. Как он отметил, благодаря своей новой профессии стал вплотную изучать культуру казахского народа:

— Конечно, многие не используют эти обряды, и таким образом я пропагандирую древние традиции, что позволяет нашей стране двигаться вперед, опираясь на наследие прошлого. Именно поэтому меня привлекает Улытауский район. Это глубинка, довольно-таки удаленная от цивилизации. И там в повседневной жизни, в быту присутствуют национальные мотивы, с которыми мы сталкиваемся только на праздниках.

В темиртауском музее представлено 40 работ. На самом деле серия включает более 100 снимков. Она постоянно пополняется новыми фотографиями. У каждой своя история. Взять, к примеру, изображение семьи, сделанное в поезде (путешествуя, Дмитрий отдает предпочтение плацкарту, где есть больше возможностей для живого общения):

— Люди, изображенные здесь, ехали к родственникам. Я угостил детей, бегающих по вагону, яблоком, и они едва не подрались, пытаясь вырвать его друг у друга. А в итоге получился интересный снимок.

Гости выставки дали высокую оценку увиденному.

— Очень позитивная выставка — то, чего нам всегда не хватает. Это лица настоящих людей. Она говорит о том, что нужно ценить каждый момент, жить и быть счастливым всегда, вне зависимости от обстоятельств, — выразила свое мнение Светлана Кудеринова, одна из руководителей фотоклуба «Караганда».

Директор областного туристского клуба Сергей Кистанов вспомнил, как начинал свой творческий путь Дмитрий Ругис и к чему пришел за эти годы:

— Видеть — это настоящий талант. Зачастую художники выбирают, что показать, он же представляет нам то, что ощущает сам. Нужно проводить как можно больше таких выставок, чтобы современная молодежь понимала, что это и есть наша Родина, наш народ и его жизнь.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

г. Темиртау

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статья22 января
Следующая статьяЧеловек своего времени
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные