Когда черно-белое эмоциональнее всех красок
Искренние улыбки детей и взрослых, глубокие морщины как свидетельство прожитых лет и мудрости, сосредоточенность – в работах известного казахстанского фотографа есть все, кроме зла и ненависти.
Убедиться в этом можно, посетив Темиртауский историко-краеведческий музей, где проходит фотовыставка «Казахстанцы». Автор серии – путешественник, журналист, краевед, сотрудник Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау», официальный фотограф журнала «National Geographic Qazaqstan» и организации внутреннего туризма «Nomad Explorer» Дмитрий Ругис.
Каждая фотография – это настоящая жизнь со всей ее палитрой чувств. Здесь нет позерства, когда человек, увидев нацеленный на тебя объектив, начинает лихорадочно соображать: «Ах, как мне лучше встать? Как красиво повернуть голову?» Самое ценное в образах Дмитрия – момент, который нужно ловить здесь и сейчас. Разглядывая их, ты видишь в каждом герое что-то родное. Вспоминаются детские годы, когда на каникулах рвались в аул к родственникам, где бабушка и дедушка, дяди и тети баловали тебя, угощая самым вкусным. И с такими же мальчишками и девчонками, улыбающимися во весь рот со снимков фотографа, с утра и до ночи носились по улицам, играли в прятки, ходили на колонку за водой, бродили по лесу, впитывая в себя свежий воздух и солнечный свет. От этого на душе становится тепло, и пусть ненадолго, на краткий миг, но мысли о повседневной суете остаются за стенами выставочного зала.
И не важно, что все работы черно-белые – не всегда буйство красок может донести суть.
– Наверное, прежде всего это дань традиции советской школы. Во-вторых, меня учили, что черно-белая фотография не отвлекает. Остается только ее сущность, мысль, которую я хочу показать, – объяснил художник.
Д. Ругис – человек с интересной судьбой. Он служит ярким примером того, что возможность изменить жизнь доступна в любом возрасте. После окончания Карагандинского политехнического института девять лет проработал на шахте горным инженером. В перестроечные годы занялся строительством, создал небольшую бригаду. И всего каких-то 10 с небольшим лет назад не думал, что сменит привычный домашний уют на ветер странствий, взирая на мир сквозь объектив.
– В детстве и в студенческие годы я немного увлекался фотографией, но это были любительские снимки. Потом был большой перерыв. И когда с друзьями из туристического клуба стал путешествовать по Казахстану, мне захотелось запечатлеть красоту нашей природы, – рассказал он.
Понимая, что его работы не соответствуют тому, что видел в журналах, начал искать, где может постичь азы искусства. Так он перешагнул порог темиртауского фотоклуба «Сплав», куда, как признает сам, пришел абсолютным «чайником», чтобы впоследствии превратить хобби в профессию.
Герои Дмитрия – жители отдаленных сел: дети и взрослые, мужчины и женщины, убеленные сединами старики. Здесь нет праздности и лености – каждый занят делом.
– Больше всего привлекает отношение людей, которые видят меня. Я не стараюсь прятаться, когда снимаю. Наоборот. И они открыты мне. В их улыбках запечатлеваю гостеприимство, доброжелательность, моральные принципы. Особенно это все сохранилось в сельской местности, – объяснил виновник торжества.
А еще работы Дмитрия «вкусные». На одном из снимков он рассказывает о древнем обряде «шек беру». В небольшой кухне вокруг низкого круглого стола собрались женщины. Стол заставлен блюдами с исходящим паром бесбармаком. Кажется, стоит снять маску и тебя окутает аромат конины, казы и шужыка. На соседнем фото изображена апашка, которая протягивает кому-то кружку, полную освежающего, бодрящего кумыса. А чего стоит портрет матери и дочери, перед которыми стоят подносы с только что приготовленным куртом. Невольно память вновь возвращает в детство, когда под чутким руководством старших нежно мяли в ладошках пахнущую кислым молоком массу, а потом едва ли не ежедневно заглядывали под марлю, ожидая часа, когда можно будет сполна насладиться терпким соленым вкусом.
Для Дмитрия фотография – не просто работа. Как он отметил, благодаря своей новой профессии стал вплотную изучать культуру казахского народа:
– Конечно, многие не используют эти обряды, и таким образом я пропагандирую древние традиции, что позволяет нашей стране двигаться вперед, опираясь на наследие прошлого. Именно поэтому меня привлекает Улытауский район. Это глубинка, довольно-таки удаленная от цивилизации. И там в повседневной жизни, в быту присутствуют национальные мотивы, с которыми мы сталкиваемся только на праздниках.
В темиртауском музее представлено 40 работ. На самом деле серия включает более 100 снимков. Она постоянно пополняется новыми фотографиями. У каждой своя история. Взять, к примеру, изображение семьи, сделанное в поезде (путешествуя, Дмитрий отдает предпочтение плацкарту, где есть больше возможностей для живого общения):
– Люди, изображенные здесь, ехали к родственникам. Я угостил детей, бегающих по вагону, яблоком, и они едва не подрались, пытаясь вырвать его друг у друга. А в итоге получился интересный снимок.
Гости выставки дали высокую оценку увиденному.
– Очень позитивная выставка – то, чего нам всегда не хватает. Это лица настоящих людей. Она говорит о том, что нужно ценить каждый момент, жить и быть счастливым всегда, вне зависимости от обстоятельств, – выразила свое мнение Светлана Кудеринова, одна из руководителей фотоклуба «Караганда».
Директор областного туристского клуба Сергей Кистанов вспомнил, как начинал свой творческий путь Дмитрий Ругис и к чему пришел за эти годы:
– Видеть – это настоящий талант. Зачастую художники выбирают, что показать, он же представляет нам то, что ощущает сам. Нужно проводить как можно больше таких выставок, чтобы современная молодежь понимала, что это и есть наша Родина, наш народ и его жизнь.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
г. Темиртау