Спустя 27 лет после последнего проведенного в нашей стране референдума казахстанцев вновь приглашают сказать свое «за» или «против» большого пакета поправок в Основной закон страны. При этом в бюллетене будет значиться только один вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?»
За прошедшее время поправки в Конституцию вносились пять раз. При этом, как отмечают эксперты, все изменения отражали логику суперпрезидентской формы правления. Так, Конституция 1993 года зафиксировала суверенитет страны, но, несмотря на это, сохраняла в себе элементы советской системы управления. В 1995 году была принята действующая Конституция, в которой был сделан крен в сторону усиления полномочий Первого президента, что на этот период развития страны было вполне оправданно. Дальнейшие же конституционные поправки проводились еще четыре раза, по сути, укрепляя суперпрезидентскую форму правления.
Предстоящая Конституционная реформа нацелена на переход от суперпрезидентской формы правления к Президентской республике с влиятельным Парламентом. Специально для этого вносятся 33 поправки, касающиеся исключения и перераспределения суперполномочий Президента между ветвями власти, баланса системы сдержек и противовесов, защиты прав человека, усиления роли гражданского общества, местной исполнительной и представительной власти. Эти поправки обеспечат либерализацию политической системы и касаются 1/3 от всего текста Конституции.
Надо отметить, что впервые в истории Казахстана абсолютные полномочия Президента перераспределяются в пользу законодательной (Парламент, маслихаты), исполнительной (Премьер-министр, Правительство, акимы), судебной (Конституционный суд) ветвей власти. Эта либерализация означает ликвидацию суперпрезидентской формы правления.
История референдумов
В Казахстане существует Конституционный закон «О республиканском референдуме». Согласно ему республиканский референдум – это всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.
Право назначения референдума принадлежит Президенту РК. С подобной инициативой могут выступить также Правительство, Парламент или казахстанцы в количестве не менее 200 тысяч человек.
Референдум проводится на всей территории страны, и участие в нем добровольное для граждан не младше 18 лет.
Первый референдум в нашей стране прошел 29 апреля 1995 года. Казахстанцы тогда отвечали на следующий вопрос: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 года срок полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декабря 1991 года?» Первого Президента тогда поддержали 95,46% проголосовавших. Явка составила 91,21%.
Следующее всенародное голосование состоялось в том же 1995 году, 30 августа. Тогда на референдум выносился вопрос: «Принимаете ли вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в печати первого августа 1995 года?» Новую Конституцию поддержали 90% избирателей при явке 90,6%.
Затем был принят Конституционный закон «О республиканском референдуме», который, тем не менее, ни разу не был применен на практике. И это несмотря на многочисленные поправки в Конституцию.
За что голосуем сегодня?
29 апреля 2022 года, выступая на XXXI сессии Ассамблеи народа Казахстана, Президент страны Касым-Жомарт Токаев предложил провести референдум по проекту поправок в Конституцию. Как отметил Президент, инициированные им изменения носят фундаментальный характер и кардинально меняют политическую систему страны.
– Мы переходим к новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества. Этот качественный переход можно назвать Второй республикой. Рабочей группой подготовлены поправки в 33 статьи Основного закона, а это треть всей Конституции. Законопроект о внесении указанных изменений передан в Конституционный Совет, который в скором времени вынесет свой вердикт. Предстоящие масштабные и значимые изменения окажут существенное влияние на будущее страны. Поэтому предлагаю провести республиканский референдум по поправкам в Конституцию, – заявил Глава государства.
Так о чем же идет речь? В рамках поправок предлагается объявить землю и ее недра собственностью народа Казахстана. Но «от имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу. Речь идет о запрете смертной казни, создании Конституционного суда, закреплении статуса Уполномоченного по правам человека на конституционном уровне.
Из статьи 46 Конституции исключен пункт: «Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом». Также из статьи 91 исключили пункт, согласно которому статус Первого Президента являлся неизменным. Кроме того, в 42 статье Конституции говорится, что один и тот же человек не может быть избран президентом Казахстана более двух раз подряд. Сейчас это ограничение не распространяется на Первого президента республики Нурсултана Назарбаева. В новой редакции строку «настоящее ограничение не распространяется на Первого президента Республики Казахстан» предлагают убрать. В статье заменят слова «бывшие Президенты» на «экс-Президенты».
По инициативе действующего Главы государства в новую Конституцию предлагают добавить пункт о том, что близкие родственники Президента Казахстана «не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».
Кроме того, новая версия Конституции гласит, что Президент республики не должен состоять в политической партии. Такой возможности также лишаются: председатели и судьи Конституционного суда; судьи Верховного суда и иных судов; председатели и члены Центральной избирательной комиссии; председатели и члены Высшей аудиторской палаты; военнослужащие; работники органов национальной безопасности; сотрудники правоохранительных органов.
Согласно новым поправкам, Президент с согласия Сената Парламента назначает на должности председателя Конституционного Суда, председателя Национального банка, председателя Высшего Судебного Совета, Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности РК; освобождает их от должностей.
При этом каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты дает согласие на указанные назначения. В нынешней Конституции говорится, что Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Теперь же их число предлагается сократить до 98. Их выборы будут проходить по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа; по одномандатным территориальным избирательным округам.
Согласно действующему законодательству, сейчас Президент Казахстана назначает в Сенат 15 депутатов. Теперь же предлагается указать, что Глава государства будет назначать лишь 10 депутатов Сената, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана (АНК).
В новой версии Конституции появится новый орган – Высшая аудиторская палата, которая будет выполнять функции Счетного комитета, который будет упразднен. Продолжается курс на дальнейшую демократизацию местных исполнительных и представительных органов власти. Согласно новой редакции поправок, акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться на должность Президентом республики с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно. Президент предлагает не менее двух кандидатур, по которым будет проводиться голосование.
Оксана МЯГКИХ