Министерство просвещения разработало и запустило в работу специальную программу подготовки «Балақайлар мектебі» для малышей, поступающих в первые классы. Это должно помочь разновозрастным детям уровнять «стартовые возможности» и успешно начать учебу в школе.
Необходимость такой программы возникла после того, как изменились правила выпуска малышей из детских садов и поступления в нулевые или первые классы. Если раньше ребенок мог оставаться в дошкольном учреждении до достижения им полных шести лет, то теперь зачастую дети покидают стены детских садов и в пять с половиной лет и, что называется, попадают из песочницы прямиком за парты. К тому же выпуск может случиться в конце учебного года, то есть 31 мая, если это не оговаривалось отдельно в договоре с организацией. И тогда на все лето малыш оставался без занятий и какой-либо подготовки. Это вызывало немало жалоб со стороны родителей.
Чтобы решить проблему и помочь юным казахстанцам хоть немного привыкнуть к школе к началу учебного года, была разработана программа «Балақайлар мектебі». По задумке разработчиков, она должна обеспечить преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. А также дать возможность педагогам и родителям подготовить детей к школе по всем направлениям типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения.
Программа создана с учетом возрастных особенностей детей. Она рассчитана на один месяц обучения. Занятия проходят каждый день: 30 минут длится урок и 10 минут перерыв. Все уроки ведут квалифицированные учителя начальной школы или педагоги предшкольных классов. Эта краткосрочная подготовка должна облегчить детям адаптацию к школьному обучению, а педагогам – помочь ближе узнать будущих учеников.
Подготовительная программа включает в себя предметы по развитию речи, основам грамотности – чтение, письмо, грамматика, по формированию элементарных математических понятий – логике и математике. А также русский язык (для казахских групп), казахский язык (для русских групп), английский язык, рисование, лепку, аппликацию для развития мелкой моторики рук и воображения.
Как рассказали в управлении образования Карагандинской области, в нашем регионе проект уже работает. Занятия проводятся в игровой форме с учетом возраста детей и состоят из двух блоков. Первый включает в себя этические беседы, направленные на формирование эмоционально-волевой и нравственной сферы и эмпатии, а также упражнения на развитие коммуникативных навыков. Во второй блок входят игры и задания на развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук и координацию движений, релаксационные упражнения. Работу организуют воспитатели предшкольных классов или групп, учителя начальных классов и психологи. Программой в регионе охвачено более 300 детей.
Светлана АНАТОЛЬЕВА
Фото из архива «ИК»