back to top
8 C
Алматы
Суббота, 20 сентября, 2025
No menu items!
ДомойНовостиОбществоВпитали доброту и открытость всего казахского народа

Впитали доброту и открытость всего казахского народа

Прародителем своего рода большая семья Махмудовых считает деда-казаха Арутдина Кулимова, в послевоенные годы усыновившего из детского дома мальчика-вайнаха Сайдамина.

В продуваемых всеми ветрами вагонах переселенцев доставили на станцию Жосалы Кзыл-Ординской области. Дауд и Рабиат Махмудовы вместе с остальными чеченскими семьями выживали как могли в суровых условиях казахской степи. Не выдержав лишений, они умерли, их дети – девятилетний Сайдамин и совсем маленькая Тамара – остались сиротами.

Арутдин Кулимов, председатель колхоза «Жосалы», который воспитал четырех дочерей и сына, после Великой Отечественной войны как-то пришел в детский дом и, увидев там Сайдамина, решил его усыновить.

– Пойдем ко мне жить. Мой единственный сын пропал на войне без вести, может, ты заменишь мне его. Буду тебя звать Абылайханом, если ты не возражаешь, – так звали моего сына, – отведя парнишку в сторонку, предложил ему Арутдин Кулимов.

Так Сайдамин Махмудов попал в казахскую семью. Кто знает, какая бы у него сложилась судьба в дальнейшем. Отец требовал от всех уважения к своему приемному сыну. А супруге Зияшкуль всегда говорил: я их законы знаю. Лошадь, верблюд, топор – это мужская работа, а к женским делам мужчины у них не прикасаются. В таком духе он воспитывал сына чеченского народа, и семь лет пролетели как один день, пока своего племянника не разыскал вернувшийся с войны дядя. Более пяти лет он искал родных. При первой встрече поговорить с племянником не получилось – тот уже забыл родной язык и понимал только казахский.

– Сынок, там твоя родина, рано или поздно она позовет тебя. Ты мой родной сын, и будешь им всегда, я не вправе тебя держать… Если захочешь вернуться, знай: двери нашего дома всегда открыты для тебя, – сказал тогда сыну Арутдин. Благословив, отпустил его к своим сородичам в соседнее село, где он позже создаст уже свою семью.

Первые двое детей Сайдамина – дочь Седа и сын Сыдык – родились в Казахстане. Кстати, имя Сыдык дал дедушка Арутдин. Остальные восемь – Гелани, Тамара, Саид-Хусен, Рамзан, Ривзан, Абубакар, Магамед, Ахмад – появятся на свет уже на родине, в Чечне, после 1957 года. Но почти каждый год Сайдамин будет навещать своего отца-казаха и встречать его у себя в гостях на обретенной родине, где в любой чеченской семье, знающей эту историю, было за честь пригласить Арутдина к себе домой. А в дань уважения до конца своей жизни Абылайхан каждый год навещал могилу отца.

В 1981 году старший сын Сыдык вместе с семьей приехал с Кавказа на работу в Карагандинскую область. Следом за ним переехали все его младшие братья и связали свою жизнь с Казахстаном. Сегодня это уже большая семья, которая насчитывает около семидесяти внуков, правнуков, праправнуков Сайдамина Махмудова, его потомки проживают в Казахстане, Чеченской Республике, США, Норвегии, Польше. Например, одна дочь Саид-Хусена – стоматолог, другая – нотариус. Дочери Рамзана, окончив школу с медалью «Алтын белгi», учатся в КарУ на биолога и экономиста. Сыновья Магамеда работают в Америке. Дочь Седы в Чечне трудится журналистом. А дочь Сыдыка учится в Петербурге. В этой семье образованию уделяют огромное внимание. Не менее строго Махмудовы чтят свои традиции – и здесь, в Казахстане, и на родине, и на чужбине.

– Женились мы все, соблюдая наши традиции. Знакомились, и если понравились, то после направляли авторитетных сватов. Я с супругой познакомился на работе. Единственный, кто не знал и не видел свою будущую спутницу жизни – это наш самый младший Ахмад, ему невесту нашла сестра Тамара. После того как авторитетные представители семьи получают одобрение отца дочери или старшего родственника, забирают невесту, отдав символический калым, – рассказывает о традициях народа Сыдык Махмудов.

Не секрет, что у чеченцев строгая иерархия: когда старший говорит, младшие слушают и только с его разрешения могут что-то добавить.

Невесту (нускал) привозят в дом жениха, где она, одетая в свадебное платье, находится на почетном месте – как правило, в противоположном от входа углу, у окна, за специальной свадебной занавеской. Между прочим, отдав невесту в новый дом, ее родня, в том числе и родители, не присутствуют на свадьбе. Как и сам жених – в течение десяти дней он не должен попадаться на глаза своих родителей и родственников.

– Но у нас в Караганде были исключения, и не раз – для братьев-казахов. Когда мы брали невестку-казашку, родители и близкие родственники присутствовали на свадьбе, – продолжает знакомить с обычаями С. Махмудов.

Затем невесте дают на руки ребенка, обычно сына-первенца почетных родственников, с пожеланием, чтобы у невесты были только сыновья. Понянчившись с дитем, невеста дает ему подарок или деньги. При входе невесты в дом у порога кладут веник и войлочный ковер (истанга), которые невеста должна аккуратно убрать с дороги и положить на это место деньги. Раньше же к ногам невесты бросали бурку.

После этих церемоний начинается свадьба, куда приходят родственники и соседи жениха. У чеченцев приходят все желающие. Распорядителем и тамадой на свадьбе бывает избранный генерал – инарла. Мероприятие сопровождается танцами, приглашаются музыканты, играющие на гармони, бубнах и зурне.

После окончания в этот же вечер совершается регистрация брака – махбар, в которой участвуют доверенный отца невесты и жених. Обычно представителем девушки бывает алим (мулла), который от имени отца дает согласие на вступление в брак дочери (сестры, племянницы). На следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома.

– При встрече каждый чеченец первым делом спросит: как дела? Все ли живы-здоровы? При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли помощь?» – продолжает Сыдык Сайдаминович.

Вайнахи очень чуткие и отзывчивые на чужое горе, несчастье. Если в округе умер человек, то долг всех соседей посетить этот дом, выразить соболезнование, оказать моральную, а если надо, то и материальную помощь. Если в доме соседа несчастье, то и они открывают настежь ворота, тем самым давая понять, что горе соседа – его горе. Все это снимает тяжесть навалившейся беды. Если кто-то на какое-то время уезжает из села, по приезде ему обязательно сообщают обо всех произошедших событиях, в том числе и о несчастьях. И, конечно, он идет в этот дом выражать соболезнование.

– С этой семьей я знаком больше тридцати лет, многие, и не только чеченцы, считают меня их родным братом. И за все годы в семье Махмудовых я видел не только наши традиции, которые в их отце Сайдамине сохранил Арутдин Кулимов, но и доброту и открытость, которые они впитали от всего казахского народа, – подытожил нашу встречу председатель чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Увайс Джанаев.

Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ

Фото автора

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Бренды нашего края

Победители достойно представят наш регион на республиканском уровне Сегодня в Караганде выбирали лучший товар Казахстана. В региональном этапе конкурса под таким названием приняло участие более...

В Темиртау задержали наркосбытчицу

Внимание сотрудников отдела по противодействию наркопреступности города металлургов привлекла молодая женщина, внезапно запаниковавшая при виде их. Когда ее остановили, она попыталась избавиться от свертков. По...

Казахстанские шахматисты поборются за звание сильнейших

Чемпионат мира по шахматам среди кадетов в Алматы собрал более 850 спортсменов из 88 стран. Казахстан на правах хозяина выставил более 200 игроков. По словам...

Спасатель из Караганды взял «золото» на чемпионате РК по смешанным единоборствам

Марат Сражатов завоевал золотую медаль на чемпионате РК по смешанным единоборствам ММА среди мужчин и добыл путевку на чемпионат мира. Соревнования проходили с 16...

Лесник из Караганды собрал в одиночку «КамАЗ» стеклянных бутылок

Канат Шоменов в течение девяти месяцев собирал бутылки на вверенной ему территории. Таким образом он поддержал республиканскую экологическую акцию «Таза Қазақстан», инициированную Главой государства...