Прародителем своего рода большая семья Махмудовых считает деда-казаха Арутдина Кулимова, в послевоенные годы усыновившего из детского дома мальчика-вайнаха Сайдамина.
В продуваемых всеми ветрами вагонах переселенцев доставили на станцию Жосалы Кзыл-Ординской области. Дауд и Рабиат Махмудовы вместе с остальными чеченскими семьями выживали как могли в суровых условиях казахской степи. Не выдержав лишений, они умерли, их дети – девятилетний Сайдамин и совсем маленькая Тамара – остались сиротами.
Арутдин Кулимов, председатель колхоза «Жосалы», который воспитал четырех дочерей и сына, после Великой Отечественной войны как-то пришел в детский дом и, увидев там Сайдамина, решил его усыновить.
– Пойдем ко мне жить. Мой единственный сын пропал на войне без вести, может, ты заменишь мне его. Буду тебя звать Абылайханом, если ты не возражаешь, – так звали моего сына, – отведя парнишку в сторонку, предложил ему Арутдин Кулимов.
Так Сайдамин Махмудов попал в казахскую семью. Кто знает, какая бы у него сложилась судьба в дальнейшем. Отец требовал от всех уважения к своему приемному сыну. А супруге Зияшкуль всегда говорил: я их законы знаю. Лошадь, верблюд, топор – это мужская работа, а к женским делам мужчины у них не прикасаются. В таком духе он воспитывал сына чеченского народа, и семь лет пролетели как один день, пока своего племянника не разыскал вернувшийся с войны дядя. Более пяти лет он искал родных. При первой встрече поговорить с племянником не получилось – тот уже забыл родной язык и понимал только казахский.
– Сынок, там твоя родина, рано или поздно она позовет тебя. Ты мой родной сын, и будешь им всегда, я не вправе тебя держать… Если захочешь вернуться, знай: двери нашего дома всегда открыты для тебя, – сказал тогда сыну Арутдин. Благословив, отпустил его к своим сородичам в соседнее село, где он позже создаст уже свою семью.
Первые двое детей Сайдамина – дочь Седа и сын Сыдык – родились в Казахстане. Кстати, имя Сыдык дал дедушка Арутдин. Остальные восемь – Гелани, Тамара, Саид-Хусен, Рамзан, Ривзан, Абубакар, Магамед, Ахмад – появятся на свет уже на родине, в Чечне, после 1957 года. Но почти каждый год Сайдамин будет навещать своего отца-казаха и встречать его у себя в гостях на обретенной родине, где в любой чеченской семье, знающей эту историю, было за честь пригласить Арутдина к себе домой. А в дань уважения до конца своей жизни Абылайхан каждый год навещал могилу отца.
В 1981 году старший сын Сыдык вместе с семьей приехал с Кавказа на работу в Карагандинскую область. Следом за ним переехали все его младшие братья и связали свою жизнь с Казахстаном. Сегодня это уже большая семья, которая насчитывает около семидесяти внуков, правнуков, праправнуков Сайдамина Махмудова, его потомки проживают в Казахстане, Чеченской Республике, США, Норвегии, Польше. Например, одна дочь Саид-Хусена – стоматолог, другая – нотариус. Дочери Рамзана, окончив школу с медалью «Алтын белгi», учатся в КарУ на биолога и экономиста. Сыновья Магамеда работают в Америке. Дочь Седы в Чечне трудится журналистом. А дочь Сыдыка учится в Петербурге. В этой семье образованию уделяют огромное внимание. Не менее строго Махмудовы чтят свои традиции – и здесь, в Казахстане, и на родине, и на чужбине.
– Женились мы все, соблюдая наши традиции. Знакомились, и если понравились, то после направляли авторитетных сватов. Я с супругой познакомился на работе. Единственный, кто не знал и не видел свою будущую спутницу жизни – это наш самый младший Ахмад, ему невесту нашла сестра Тамара. После того как авторитетные представители семьи получают одобрение отца дочери или старшего родственника, забирают невесту, отдав символический калым, – рассказывает о традициях народа Сыдык Махмудов.
Не секрет, что у чеченцев строгая иерархия: когда старший говорит, младшие слушают и только с его разрешения могут что-то добавить.
Невесту (нускал) привозят в дом жениха, где она, одетая в свадебное платье, находится на почетном месте – как правило, в противоположном от входа углу, у окна, за специальной свадебной занавеской. Между прочим, отдав невесту в новый дом, ее родня, в том числе и родители, не присутствуют на свадьбе. Как и сам жених – в течение десяти дней он не должен попадаться на глаза своих родителей и родственников.
– Но у нас в Караганде были исключения, и не раз – для братьев-казахов. Когда мы брали невестку-казашку, родители и близкие родственники присутствовали на свадьбе, – продолжает знакомить с обычаями С. Махмудов.
Затем невесте дают на руки ребенка, обычно сына-первенца почетных родственников, с пожеланием, чтобы у невесты были только сыновья. Понянчившись с дитем, невеста дает ему подарок или деньги. При входе невесты в дом у порога кладут веник и войлочный ковер (истанга), которые невеста должна аккуратно убрать с дороги и положить на это место деньги. Раньше же к ногам невесты бросали бурку.
После этих церемоний начинается свадьба, куда приходят родственники и соседи жениха. У чеченцев приходят все желающие. Распорядителем и тамадой на свадьбе бывает избранный генерал – инарла. Мероприятие сопровождается танцами, приглашаются музыканты, играющие на гармони, бубнах и зурне.
После окончания в этот же вечер совершается регистрация брака – махбар, в которой участвуют доверенный отца невесты и жених. Обычно представителем девушки бывает алим (мулла), который от имени отца дает согласие на вступление в брак дочери (сестры, племянницы). На следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома.
– При встрече каждый чеченец первым делом спросит: как дела? Все ли живы-здоровы? При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли помощь?» – продолжает Сыдык Сайдаминович.
Вайнахи очень чуткие и отзывчивые на чужое горе, несчастье. Если в округе умер человек, то долг всех соседей посетить этот дом, выразить соболезнование, оказать моральную, а если надо, то и материальную помощь. Если в доме соседа несчастье, то и они открывают настежь ворота, тем самым давая понять, что горе соседа – его горе. Все это снимает тяжесть навалившейся беды. Если кто-то на какое-то время уезжает из села, по приезде ему обязательно сообщают обо всех произошедших событиях, в том числе и о несчастьях. И, конечно, он идет в этот дом выражать соболезнование.
– С этой семьей я знаком больше тридцати лет, многие, и не только чеченцы, считают меня их родным братом. И за все годы в семье Махмудовых я видел не только наши традиции, которые в их отце Сайдамине сохранил Арутдин Кулимов, но и доброту и открытость, которые они впитали от всего казахского народа, – подытожил нашу встречу председатель чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Увайс Джанаев.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Фото автора