В Караганде медики удалили пациентке левую половину нижней челюсти и вживили туда костный имплант, сделанный из ее же малоберцовой кости. Благодаря этому заживление должно пройти успешно, девушка уже может говорить и пить.
Срочно удалить
Камиле Кожантаевой – всего 25 лет. Родом она из Астаны, но в Караганду приехала учиться на врача-радиолога. В феврале этого года девушка обратилась за помощью к стоматологу из-за постоянной зубной боли. Специалист направил ее на рентген, там и выяснилось, что у пациентки огромная доброкачественная опухоль в тканях челюсти, которая продолжала расти. Причем внешне этого заметно не было. Новообразование необходимо было срочно удалить, но такие операции всегда грозили большими сложностями с приживлением.
Камила как будущий медик понимала все риски, поэтому прошла множество специалистов и выбрала, по ее словам, лучших – хирургов клиники Медицинского университета Караганды. Чтобы провести операцию максимально успешно, наши медики пригласили на мастер-класс коллег из России – микрососудистых хирургов, вместе с которыми разработали план операции и провели ее.
– Опухоль занимала практически всю левую половину нижней челюсти, – рассказал челюстно-лицевой хирург клиники МУК Марат Айдосов. – Мы сделали резекцию этого участка, а полученный дефект закрыли аутотрансплантатом малоберцовой кости. То есть опухоль была удалена вместе со всей левой половиной челюсти, далее этот участок нужно было чем-то заменить. Ранее при подобных операциях мы пользовались аутотрансплантатами, но брали их из ребра пациента или из подвздошной кости и без соединения сосудов. Либо использовали титановые конструкции. Так как у трансплантата не было питания кровью, возрастал риск неприживления кости. А титан хоть и биоэнертный для организма, но все же металл, и с приживлением тоже могут возникнуть проблемы. Плюс со временем он может прорезаться. Поэтому и было принято решение усложнить операцию и подключить сосудистых хирургов.
Реабилитационный период
Подобные операции в Казахстане проводились всего четыре раза. Две из них сделали детям в Центре охраны материнства и детства в Астане, одну – в институте Сызганова в Алматы, карагандинская стала четвертой. Ее сложность – в наложении микрососудистых анастомозов, то есть в соединении всех микроскопических сосудов собственных тканей пациента и трансплантата. Для этого должна работать многопрофильная команда, которую могут организовать далеко не во всех клиниках.
Одновременно над операционным столом трудились две команды медиков. Бригада челюстно-лицевых хирургов работала над опухолью, а бригада микрососудистых хирургов брала трансплантат из ноги. Сначала специалисты отделили фрагмент малоберцовой кости, потом его нужно было «сложить» по подобию нижней челюсти.
Далее восстановили форму челюсти, вживили в нее зубные импланты и зафиксировали. Это временная конструкция, чтобы был восстановлен прикус, пациентка привыкла к ней, и эстетически все выглядело хорошо. На следующем этапе сосуды сшили между собой, а потом восстановили внешний разрез. Операция заняла около восьми часов, хирурги по очереди сменяли друг друга во время процесса. Таким образом за один раз были выполнены четыре этапа.
Сейчас Камила чувствует себя хорошо – она уже может разговаривать, пить, понемногу встает с кровати. Кушать ей нельзя еще полтора месяца, после чего начнет учиться пережевывать мягкую пищу. Сейчас самое главное для нее – реабилитационный период. Ведь пострадала не только челюсть, но и нога. Кстати, хирурги обещают, что и косметического дефекта после операции практически не останется. «Все будет красиво!» – заверяют специалисты.
Светлана СВИЧ
Фото: УЗ Карагандинской области
Браво хирургам! Молодцы!!!