Группа ученых и преподавателей Карагандинского университета им Е.А. Букетова выпустила в свет уникальную книгу «Голод 1931-1933 годов в Центральном Казахстане: причины и последствия». Для работы над ней объединились историки и филологи вуза. В течение года они изучали в архивах закрытые документы, до сих пор значащиеся под грифом «Секретно» и «Совершенно секретно», и собирали воспоминания очевидцев трагических событий, чтобы открыть их для современников и потомков.
«Это как копать иголкой колодец» – так охарактеризовала работу над книгой профессор-исследователь кафедры археологии, этнологии и отечественной истории КарУ Зауреш Сактаганова. Огромные пласты материалов и документов, которые только в малой части затронуты учеными, должны быть подняты, рассекречены, изучены и опубликованы, считает она. Поэтому выпущенная книга – только начало большой работы, которая в итоге должна вылиться в многотомник.
– Автором нашего проекта выступил ректор КарУ Нурлан Дулатбеков, – рассказала доцент кафедры русского языка и литературы Айнаш Мустояпова. – Он носил междисциплинарный характер, так как многими исследователями выступили коллеги-историки. Нам выделили грант в размере 4 млн тенге. Целью проекта было собрать архивные документы, а также воспоминания и интервью в тех семьях, где сохранились сведения о трагическом времени голодомора. Приступая к проекту, мы также поставили перед собой задачу информировать о нем широкую общественность, в том числе научную. Собранные материалы имеют несомненную ценность, поскольку представляют развернутую картину процесса коллективизации в Карагандинской области, раскулачивания, хлебо- и скотозаготовок, а также отчеты силовых структур о сопротивлении населения этим кампаниям. Вторым направлением работы был сбор воспоминаний. Мы разработали четыре вида анкет-опросников: для казахов, переживших голод в степи, для оказавшихся в детских домах, для раскулаченных и сосланных в Казахстан и для тех, кто откочевал за пределы страны. Собранные материалы отражают ситуацию периода голода в таких регионах, как Караганда, Каркаралинск, Егиндыбулак, Нура, Балхаш, Осакаровка, Жанаарка и т.д. Абсолютное большинство документов публикуется впервые и вводится в научный оборот. До недавнего времени многие из них проходили под грифом «Секретно» или «Совершенно секретно».
Ассистент профессора кафедры русского языка и литературы Лариса Харитонова пояснила, что филологи взялись за необычную для себя работу, потому что это стало созданием своего рода национального эпоса. Живые истории более двухсот семей опубликованы в этом сборнике. К сожалению, сами очевидцы кампании переселения и голодомора уже не дожили до нынешних времен, потому что с тех трагических событий прошло 90 лет, но еще остались их дети и внуки. В семьях бережно хранится память о том времени – фотографии, документы.
– Истории важно было зафиксировать именно сегодня, потому что детям очевидцев уже более 70 лет и скоро мы не сможем поговорить с ними, – пояснила ученый. – Наша работа была поискового характера – мы ездили по поселкам, искали очевидцев тех событий, потомков семей спецпереселенцев, брали у них интервью, записывали воспоминания. Помогало «сарафанное радио» – люди узнавали о нашей инициативе и сами связывались со мной, помогали и социальные сети. Нас приятно удивило, что в некоторых семьях хранятся альбомы, которые они сами собирали о своих предках.
У историков в этом проекте была работа другого характера – разыскать в архивах документы о временах голода, множество из которых засекречено до сих пор. Профессор Зауреш Сактаганова получила доступ к некоторым архивам только благодаря тому, что является членом Республиканской государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, созданной по инициативе Главы государства. Ученые работали в архиве Президента, а также хранилищах Карагандинской и Северо-Казахстанской областей. 92 находки публикуются впервые. Документы, которые нашли карагандинские ученые, подтверждали страшные факты голодомора. Телеграммы, докладные записки, акты, отчеты говорят об эпидемиях тифа, пухнущих и умирающих от голода жителях, фактах людоедства.
– Причиной голода стал комплекс мероприятий, которые власть осуществляла в период коллективизации, – рассказала исследователь. – Основной спецификой советской модернизации стал процесс оседания кочевников. Упрощенный подход к оседанию без учета главного фактора – сохранения пропорций между количеством скота и площадью пастбищ – привели к огромной концентрации скота на небольших территориях и, как следствие, катастрофическому джуту. Это сопровождалось такими тяжелейшими процессами, как хлебо-, скотозаготовки, создание колхозов и раскулачивание. Вследствие этих мероприятий катастрофа в казахском ауле была неизбежной – отсюда и огромная человеческая цена. Демографические потери от голода и эпидемий у кочевников в сотни раз превышали сокращение населения в оседлых районах Казахстана. По последним данным, потери казахского народа составили чуть более двух миллионов человек, или 49% населения. Еще более миллиона человек откочевали за пределы республики, из них более половины – безвозвратно. От голода погибли еще более 200 тысяч представителей других народов.
Профессор Нурлан Дулатбеков добавил, что монография вышла пока небольшим тиражом на казахском и русском языках, ее решено передать в библиотеки не только области, но и страны, а также можно приобрести на кафедре вуза. Учитывая большой интерес к книге, ее переиздадут большим тиражом и переведут на английский язык. Но так как это только малая часть изученных документов, ученые будут продолжать работу и готовить выпуск нескольких томов.
Светлана СВИЧ
Фото Александра МАРЧЕНКО