Перспективы демографического развития Казахстана
Демография – это мощный инструмент экономического анализа и прогнозирования на среднесрочный и долгосрочный периоды, поскольку с ее помощью можно довольно точно описать закономерности усредненного экономического поведения людей и домашних хозяйств. Это подтверждается исследованиями таких ведущих зарубежных авторов, как П. Самуэльсон, Д. Катлер, Г. Беккер и других.
Как показывает опыт развитых стран, грамотная демографическая политика способна существенным образом повлиять на демографическую ситуацию и последующие демографические тенденции. Миграционная политика в качестве составляющей демографической политики может скорректировать как текущие процессы, так и долговременные тенденции развития населения. Поэтому обсуждение возможностей проведения эффективной демографической и миграционной политики, отвечающей геополитическим и национальным интересам Республики Казахстан (РК), весьма актуально.
Мировая экономика, а мы стремимся стать ее частью, переживает новый виток развития. Появляются новые способы производства, наблюдается разделение труда и, наконец, глобализация, которая представляет собой проблему большой практической важности.
В политической сфере глобализация выражается прежде всего в образовании сильных национальных организаций, регламентирующих деятельность суверенных государств (ООН, НАТО, Европейский Союз, ВТО, ОЭСР и т.д.). В экономической сфере глобализация предполагает создание единого мирового хозяйства, где все большую роль играют транснациональные и мультинациональные корпорации. Демографические проблемы глобализации изучены слабо, хотя проблема «глобализации населения» находится в поле зрения регулярно проводимых ООН конференций по народонаселению и развитию. Главный демографический итог глобализации населения состоит в резком увеличении его численности. Сейчас на Земле больше семи миллиардов человек.
До начала XIX века население Земли росло очень медленно. К этому времени оно достигло одного миллиарда. Затем рост стал ускоряться, и во второй половине XX века начался демографический взрыв, пик которого пришелся на 1970-1980-е годы. За полвека (1950-2000 годы) человечество увеличилось в 2,4 раза, или на 3,5 миллиарда человек. Существенно изменилась региональная структура населения земного шара: в 2000 году по сравнению с 1950-м население Африки увеличилось в 3,5 раза, Латинской Америки – почти в 3, Азии – в 2,6, Океании – в 2,3, Северной Америки – в 1,8 раза, в то время как население Европы – только в 1,2 раза.
Сегодня на первом месте по численности населения – Китай, за ним следует Индия, потом США. Ожидается, что к середине XXI века на Земле будут жить девять миллиардов человек (из них пять – в Азии), а к концу века – 10 миллиардов человек
Между прочим в настоящее время для многих стран мира весьма значима проблема сокращения численности населения. Так, сейчас в режиме депопуляции живут почти все европейские державы. Кстати, увеличение численности населения является одной из главных задач и для Казахстана. Специалистами отмечается, что при нынешнем экономическом положении у нас могло бы проживать около 30 миллионов человек. К сожалению, до этой цифры нам пока далеко.
Как известно, прирост общей численности населения любой страны зависит от двух демографических факторов: естественного его прироста или убыли, определяемых как разность между числом родившихся живыми детей и общим числом умерших жителей всех возрастов за рассматриваемый период времени, а также результатами механического (т.е. миграционного) движения постоянного населения, что означает разность между числом прибывших в страну на постоянное жительство из ее пределов (иммигрантов) и числом выбывших за ее пределы (эмигрантов).
За годы самостоятельного развития Казахстан прошел путь от планового хозяйствования до государства с рыночной экономикой. Он не был усыпан розами. За 30 лет независимости РК не все шло хорошо и гладко. Особенно в результате известных исторических событий и сложившихся отрицательных демографических факторов, имевших место в 90-х годах прошлого столетия, произошел беспрецедентный спад общей численности населения республики – до 14851 тысячи к концу 2001 года. Это явилось отчасти следствием как больших отрицательных миграционных сальдо (за 1991-2000 годы из страны выехали 2756 тысяч против 806 тысяч человек, прибывших сюда на постоянное жительство), а также редкого спада уровня естественного прироста собственного населения. В 1991-2000 годы он сократился в три раза, т.е. упал с 14,3% в 1990 году до 4,8% в 2000-м. За рассматриваемый период коэффициент рождаемости уменьшился, соответственно, с 22,2% до 14,9%, а коэффициент смертности возрос с 7,9% до 10,1%. В результате потери общей численности населения республики по данному фактору за годы указанного десятилетия ХХ века составили 1 миллион 55 тысяч человек. Еще большие потери общей численности населения РК за 1991-2000 годы произошли за счет другого демографического фактора, т.е. из-за масштабного ежегодного возрастания за эти годы (особенно в 1992-1998 годы) размеров отрицательных миграционных сальдо от внешней миграции ее населения. Их размеры за годы указанного десятилетия прошлого столетия достигли одного миллиона 950 тысяч человек, в том числе один миллион 660 тысяч, или 85% пришлись на 1992-1998 годы, а из числа последних – 406,7 тысячи человек только на 1994 год. Следовательно, общие потери численности населения РК за годы первого десятилетия ее существования достигли трех миллионов человек, из которых 35% произошли из-за резкого спада за эти годы сложившего к 1990 году уровня естественного прироста, остальные 65% – за счет отрицательных сальдо от внешней миграции ее населения.
В 1997 году стало очевидно, что нарушение воспроизводства населения угрожает национальной безопасности РК. Требовалось незамедлительно принимать какие-то меры, а не ограничиваться декларированием проблемы. Поняв, чем грозит республике демографический кризис, власти страны прописали «сильную демографическую иммиграционную политику», ставшую одним из ведущих приоритетов национальной безопасности. В рамках реализации данного приоритета Правительства республики в 2000 году была утверждена Концепция государственной демографической политики РК, которая представила собой основные принципы, приоритеты и задачи демографического развития страны.
Кроме того, власти сосредоточились на регулировании миграционных потоков. Акцент был сделан на экономической привлекательности и возможностях Казахстана. Это сделало эмиграцию просто нецелесообразной и параллельно стало привлекать иммигрантов. Для этого в республике были приняты Закон «О миграции населения», отраслевая программа миграционной политики на 2001-2010 годы. Особое внимание уделено работе с зарубежными соотечественниками и оралманами.
Работа в указанных направлениях дала положительные результаты. Первые позитивные тенденции в развитии демографической ситуации в РК, в целом оставаясь еще очень сложной по отдельным позициям и регионам, наметились лишь с 1999-2000 годов. В последующие 3-4 года они закрепились. Демографическая ситуация в республике постепенно стала меняться в лучшую сторону, начиная с 2003-2004 годов: коэффициент естественного прироста населения возрос с 5,2% в 2002 году до 13,5% – в 2010-м. В 2004 году впервые за предшествовавшие ему несколько десятилетий в стране сложились положительные сальдо миграции. С тех пор – за 2004-2010 годы – в страну прибыло 393 тысячи жителей против 300 тысяч выбывших. В результате к началу 2011 года общее число постоянных жителей в РК составило 16 миллионов 434 тысячи человек, т.е. возросло за годы первого десятилетия нового века (в 2001-2010 годы) на 10,55%. При этом более 77% прироста численности населения страны, имевшего место в новом десятилетии (2001-2010 годы), пришлось на последние пять лет (2006-2010 годы). Таким образом, демографический кризис был преодолен. Стало ясно, что в республике есть предпосылки для «сильной демографической и миграционной политики».
Но уместно отметить, что демографическая ситуация в РК связана с темпами экономического роста. Положение во втором десятилетии XXI века (2011-2020 годы) показало, что успокаиваться на достигнутом не стоит. Так, со времени принятия Концепции миграционной политики на 2017-2021 годы в Казахстане отрицательное сальдо миграции продолжало расти. В последние годы оно достигло отметки более чем в 30 тысяч человек.
К сожалению, с 2012 года в Казахстане сохраняется негативная тенденция оттока населения. Стабильно растет отрицательное сальдо миграции. Последствия отрицательного сальдо миграции известны – это депопуляция регионов, обезлюдивание населенных пунктов, нехватка трудовых ресурсов, снижение темпов роста экономики страны. Все это – прямые угрозы эмиграции.
До 2011 года политика репатриации этнических казахов в интересах укрепления национальной безопасности и восстановления исторической справедливости в республике проводилась достаточно успешно. Однако после окончания сроков реализации программы «Нұрлы көш», рассчитанной на 2009-2011 годы, процессы репатриации пошли на убыль в связи с изменением отношения государства к политике репатриации. Одной из причин резкого сокращения количества прибывающих на родину этнических казахов стало Постановление Правительства РК от 19 февраля 2014 года №111 «Об утверждении стандартов государственных услуг». Снижению показателей репатриации способствовала также недостаточная эффективность мер поддержки, оказываемых репатриантам. Это касается обеспечения жильем, земельными наделами для занятия животноводством или растениеводством на селе, а также работой.
Между тем в перспективе любое государство, представляющее себя состоятельным на международной арене, должно озаботиться выправлением нанесенного ущерба от эмиграции – оздоровлением демографической ситуации и обеспечением устойчивого социально-экономического развития страны. Тем более что это – вопрос национальной безопасности республики. В этой ситуации казахи за рубежом, а это более 7 миллионов человек, могут и должны рассматриваться как один из решающих факторов восполнения потерь от эмиграции в долгосрочной перспективе. Игнорировать казахов за рубежом и рассматривать их как отложенный фактор решения демографических и других вопросов в Казахстане нельзя.
Безусловно, люди принимают решения, где лучше и качественнее им жить. Их благосостояние концентрируется вокруг точек роста, которыми становятся мегаполисы. Сегодня более 4 миллиардов человек по всему миру, или 55% населения планеты, живут в городах. Ожидается, что к 2050 году городское население более чем удвоится. И тогда 7 из 10 человек в мире будут горожанами. Инвестиции теперь приходят не в страны, а в города, и конкуренция идет между городами. Уже сейчас там генерируется более 80% мирового ВВП.
Казахстан также развивается в русле общемирового тренда урбанизации. Если в целом в республике за период с 20-х годов ХХ века до конца ХХ столетия численность всего населения выросла в 2,8 раза, то численность городского населения увеличилась в 22,1 раза. В настоящее время в городах РК проживает более 10 миллионов человек, или 57% от общей численности населения страны. Вместе с тем имеются определенные региональные особенности в распределении городского и сельского населения внутри республики.
На сегодняшний день в РК уже есть три города с населением более одного миллиона человек. Учитывая низкую плотность населения Казахстана, дальнейшее развитие процессов урбанизации населения должно сопровождаться динамичным развитием городских агломераций. В будущем города республики будут играть значимую роль в экономическом развитии. Они станут точками роста и, как магнит, будут притягивать людей знаниями и технологиями. Будущий успех отечественных городов – это ключевой фактор конкурентоспособности Казахстана на мировом рынке.
Однако следует иметь в виду, что механический приток сельского населения в города никогда не дает автоматических «индустриальных» результатов. Необходимы дополнительные стимулы для увеличения миграции из села в город, а также меры по адаптации мигрантов, чтобы избежать их маргинализации.
Согласно последней статистике Комитета по статистике РК, общая численность населения страны превышает 18 миллионов человек. Это позволяет республике занять 65-е место в мире по численности населения. Казахстан находится в состоянии транзита между третьим и четвертым этапом демографического перехода.
Демографические прогнозы для Казахстана, представленные ООН, предсказывают сохранение тренда на естественный прирост населения, темпы увеличения которого будут постепенно снижаться и прекратятся к середине XXI века. Одновременно с этим ожидается дальнейшее увеличение численности населения трудоспособного возраста. Экономическое значение осуществляемого в стране демографического перехода заключается в том, что для РК актуализируется задача повышать качество своей рабочей силы, не полагаясь на простое увеличение ее количества. Дело в том, что для постиндустриальной стадии свойственна принципиально новая технология, при которой решающее значение приобретают информация, знания, творческий труд. Вместо материального производства господствующее значение приобретают социальная сфера, сфера услуг. На их долю в развитых странах уже приходится свыше 2/3 занятых, а на материальные производства – не более 1/3. Это значит, что происходит переход от экономики материальной к экономике услуг. Работник перестает быть простым исполнителем. Его позиции укрепляются. Он выводится из непосредственного производства, становится его контролером и наладчиком. А значит, участвует в управлении производством. Это глобальная тенденция. И чем раньше мы включимся в этот процесс, тем быстрее получим результат в будущем.
Рашит КАРЕНОВ,
доктор экономических наук,
академик, почетный работник образования РК