Не ждите, когда беда постучится в дом
По статистике, 45% молодых людей начинают принимать наркотики из любопытства, 43% – под влиянием друзей и только 12% – из желания убежать от проблем. То есть почти в 90% случаев причиной становится окружение. Средний возраст обратившихся в первый раз к наркологам за помощью – от 20 до 35 лет. Большая часть зависимых говорят, что впервые попробовали психотропные препараты в возрасте 14 лет.
– Нередко бывает, что, попробовав в первый раз, им сначала не нравятся ощущения, но потом ломается какой-то барьер, подросток думает: «Ничего же страшного не произошло, можно еще раз». А вот вторая проба в более позднем возрасте уже может привести к регулярному употреблению и появлению синдрома психофизической зависимости, – говорит заведующая диспансерным наркологическим отделением областного центра психического здоровья Оксана Шефер.
Специалист и ее коллеги в стенах своего отделения спасают пациентов, обратившихся к ним за помощью, так как сами они не справляются с зависимостью. Медики относятся к ним с пониманием, для них главное – не наказать, а помочь. К сожалению, большая часть пациентов – люди молодого возраста.
Наркотик сильнее человека
Наркомания – это заболевание, вызывающее психическую и физическую зависимость от наркотиков, и оно практически не лечится. Употребляющий не может жить без психотропных препаратов, потому что они становятся частью обмена веществ в его организме. Главная опасность – многие переоценивают силу своей воли, думая, что смогут попробовать наркотики, а потом завязать. Но они сильнее человека и забирают его навсегда.
Диспансерное отделение занимается приемом граждан, обратившихся за консультацией, получением лечения в дневном стационаре или за госпитализацией. Прием открыт для всех, не требуется ни предварительной записи, ни направления от терапевта или другого специалиста. Беседа при первичном обращении может быть и анонимной. Лечение также может быть конфиденциальным – это очень важный аспект, влияющий на обращаемость. На учет пациента берут только в том случае, если он социально опасен, совершает правонарушения, постоянно попадает в вытрезвитель, дебоширит, на него пишут заявления родственники или составляют протоколы полицейские. Если человек обращается впервые и на его счету нет правонарушений, то он получит всю необходимую помощь анонимно. Поэтому молодые люди или родители подростков не должны бояться того, что, обратившись за помощью, они поставят под угрозу дальнейшее будущее. Главное – вовремя спасти родного человека.
– Круглосуточно в центре находятся люди с наркологической зависимостью, которым требуется и медикаментозное лечение, и работа с психологом, – рассказывает О. Шефер. – Прежде всего им необходимо снять физическую боль от «ломки», тягу к психоактивному веществу, наладить сон, питание, снизить раздражительность, если есть нарушения здоровья, то заняться этим. И только потом к лечению присоединяется психолог. Далее пациент отправляется в отделение медико-социальной реабилитации, где уже с ним работают нарколог, психотерапевт, физиотерапевт. Зависимые проводят в центре довольно продолжительное время: около 30 дней занимает медикаментозная коррекция, потом до 60 дней – реабилитация. Чем дольше человек пробудет у нас, тем выше процент того, что, покинув стены медучреждения, он сможет воздерживаться. Но и это не все – после лечения пациента направляют в республиканский реабилитационный центр в Павлодаре, где он может находиться от 9 месяцев до двух лет – там с подопечными занимаются трудотерапией, также работает психолог.
«Скорость» угасания
Чем обычно «берут» подростков сверстники? Уговорами, что от курения «легких» наркотиков не будет ничего страшного. На самом деле разделение на «легкие» и «тяжелые» вещества весьма условное. Просто от каннабиноидов синдром зависимости развивается более длительный период времени, а от употребления опиоидного ряда при регулярном применении привыкание наступает в течение двух недель. Далее сначала увеличивается частота применения, а потом дозировка.
Но настоящей бедой стали современные синтетические наркотики – «соли», «скорость» и им подобные: они вызывают мгновенную зависимость с первого раза. Опасность прежде всего состоит в способе их употребления: если кого-то пугает и останавливает внутривенное введение опиатов, то «соли» на начальной стадии курят. И молодые люди считают, что ничего страшного в этом нет. Во-вторых, постоянное обновление состава формулы не дает возможности медикам проводить анализы, они не успевают разрабатывать протоколы выведения химических веществ из организма пациента. Но самое страшное, что современные наркотики – это психостимуляторы. Если «классические» опиоиды вызывают чувство эйфории, дают расслабление, то химические наркотики сильно возбуждают нервную систему. Человек не чувствует усталости и голода, ему постоянно нужно двигаться (часто бесцельно), что-то делать. В результате очень быстро происходит полное физическое истощение организма от голода и недосыпа, организм просто уничтожается за год-полтора. Плюс полная деградация мозга.
– В итоге такое состояние заканчивается галлюцинациями. Поэтому сейчас молодежь, употребляющая психостимуляторы, первым делом попадает в психиатрические отделения с видениями, дезадаптированная в пространстве и времени. После снятия этих синдромов специалисты предлагают перевестись к нам в наркологию – получать препараты очистки, витаминотерапию, чтобы восстановить силы организма, и только потом с ними начинает работать психолог, – продолжает врач. – Кстати, к нам сейчас редко обращаются пациенты с монозависимостью от одного наркотика, все чаще – с полинаркоманией.
Любовь против соблазнов
Как распознать признаки наркомании у детей? Прежде всего обратить внимание на неожиданные изменения в поведении подростка. Резкое снижение или повышение активности, потеря интереса к учебе и увлечениям, пропуск занятий, необъяснимая раздражительность, лживость, рассеянность должны насторожить родителей. Так же как и потеря аппетита, снижение веса, сонливость, трудное пробуждение по утрам и невнятная речь. Если у ребенка появились подозрительные приятели, он резко изменил круг друзей, стал скрытным, отказывается сообщать о своем местонахождении, поздно возвращается домой в необычном состоянии, то это повод срочно начать разбираться в ситуации. Правда, тут не стоит впадать в крайности и сразу обвинять сына или дочь в наркомании – многие из этих признаков совпадают с типичными особенностями подросткового поведения, так что действовать нужно осторожно и тактично, беседовать с чадом и выяснять причины такого поведения.
Другое дело, если в доме начали пропадать деньги или ценности, ребенок стал просить больше на карманные расходы, появились непривычные запахи, пятна на одежде или следы на теле. Здесь уже нужно бить тревогу.
Основными причинами, приводящими подростка к употреблению наркотиков (кроме генетической предрасположенности и родовой травмы), чаще всего становятся неблагоприятные семейные отношения, недостаток любви и поддержки в семье, неадекватная заниженная или завышенная самооценка, отсутствие четкой цели в жизни, эмоциональная боль, психические травмы, полученные в детстве от родителей. Отсутствие нравственных ценностей в семье тоже негативно сказывается на поведении. Как ни странно, но другая крайность – гиперопека – также может подтолкнуть ребенка к употреблению, так как он не умеет самостоятельно принимать решения, подвержен повышенной внушаемости и не умеет справляться с трудностями самостоятельно. А потому не откажет друзьям или поддастся уговорам.
– С детьми нужно разговаривать. И тут подход индивидуальный: на одного ребенка подействуют запугивания (рассказы, ролики, фильмы о страшных последствиях употребления наркотиков), другого достаточно просвещать. Но, как бы то ни было, до них нужно донести главные факты: вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают сильные физические муки, страдает физическое здоровье, резко снижаются умственные способности, уменьшается и сходит на нет половое влечение, высок риск заражения СПИДом и другими инфекционными заболеваниями и, в конце концов, подросток лишается будущего. Следует убедить, что те, кто употребляет наркотики, – не самые крутые, а самые глупые. Продажа наркотиков – большой бизнес, и наркоман играет в нем роль пешки, которая расплачивается за свою глупость не только деньгами, но и своей жизнью, – добавила Оксана Шефер. – Наркоманию можно победить, только если с каждым подростком в каждой школе и семье будет проводиться регулярная работа по формированию правильного отношения к наркотикам. Родители должны задать себе вопрос: «Что я сам сделал, чтобы мой ребенок не стал наркоманом?»
А советы лежат на поверхности. Прежде всего нужно выбрать позицию личной ответственности – не ждать, когда беда постучится в дом, взять литературу, найти время и изучить ее, чтобы говорить с ребенком на темы наркомании. В семье нужно создать атмосферу любви, доверия и безопасности, выработать ясные и справедливые правила совместной жизни, выполнять обещания, интересоваться заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром. Необходимо научить его самостоятельно принимать решения, брать инициативу, иметь собственный взгляд на вещи и не бояться неудач, объяснив, что отрицательный опыт – это тоже опыт. Нужно показать, что можно получать удовольствие от окружающего мира в повседневной жизни – от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми. А самое главное – роль родителя должна быть не запрещающей или наставляющей, чтобы не вызвать протест, а поддерживающей и информирующей.
Светлана СВИЧ