back to top
-3.1 C
Алматы
Суббота, 7 декабря, 2024
No menu items!
ДомойНовостиКультураЛичности в потоке времени

Личности в потоке времени

Вклад лидеров движения «Алаш» в духовное возрождение нации

В последние годы в Казахстане идет целенаправленная работа по возрождению исторического сознания общества. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия независимости. История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны никогда не прекращалась. Не последнюю роль в этой многовековой борьбе сыграли и представители национальной интеллигенции рубежа XIX и XX столетий. Появление движения и первой политической партии «Алаш», правительства Алаш-Орды свидетельствовали о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты, способной решать судьбоносные вопросы будущего развития родного народа.

В настоящее время мечта лидеров и выдающихся деятелей движения «Алаш» (А. Байтурсынова, М. Дулатова, А. Букейханова), которые были подвергнуты репрессиям, а их труды преданы забвению, о независимом государстве и установлении равноправных отношений с миром сбылась. Как следствие, наша республика стала полноправным членом международного сообщества.

Творец казахской словесности

В истории нашей страны немало белых пятен, но сегодня они постепенно устраняются. Наша духовная культура пополняется творческим наследием тех, чьи имена так долго пребывали в забвении. Среди воскресших из пепла звездой первой величины по праву можно назвать Ахмета Байтурсынова. Будучи личностью редкого дарования, человеком непростой судьбы, он являлся одним из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале ХХ века и членом правительства Алаш-Орды. Был прекрасным поэтом, пламенным публицистом, талантливым переводчиком, основоположником казахской лингвистики и литературоведения, реформатором национальной письменности, педагогом-просветителем, этнографом, издателем, композитором-песенником.

Конечно, встает вопрос: на какой же почве состоялась столь неординарная личность и расцвел яркий талант этого удивительного человека своего времени? В этой связи представляется уместным проследить этапы его биографии, в которых ясно видны вехи его становления.

Ахмет Байтурсынов родился в 1872 году (по другим сведениям, 28 января 1873 года) в местечке Сарытубек Тосынской волости Тургайского уезда (ныне Жангельдинский район Костанайской области). В 1882-1884 годы обучался грамоте у аульных мулл. В 1886 году жизнь преподнесла ему горький урок, разлучив с отцом, которого отправили на каторгу. Случилось это из-за того, что Байтурсын Шошакулы, внук прославленного батыра Умбетея, не повиновался уездному начальнику, полковнику Яковлеву, столкнув того с коня, избил, за что и был сослан в Сибирь. На прощание Байтурсын сказал Ахмету: «Даже если будешь голодным и раздетым, учись, мой сын. Сможешь хотя бы писать мне письма». На 13-летнего мальчика это событие оказало удручающее впечатление, заставило его задуматься над сущностью человеческого бытия, проблемами справедливости, силы власть имущих, бессилия и бесправия неимущих сословий общества. Ахмет понял, что физической силой не победить унизительное колониальное рабство. И он потянулся к знаниям.

В 1886-1891 годах подросток продолжил образование в Тургайском русско-казахском училище. Окончив его, Ахмет поехал вместе с караванщиком в Оренбург и поступил в четырехлетнюю учительскую школу (семинарию), основанную Ибраем Алтынсариным. В 1895 году, испытывая большие финансовые трудности, он все же окончил учебу. Так открылась для молодого человека дорога к педагогической и просветительской деятельности, реализации своих небывалых личностных качеств на этом поприще. С 1896-го по 1907 год Ахмет занимался педагогической деятельностью то в Актюбинском, то в Костанайском и, наконец, в Каркаралинском уездах. Во время работы в Костанайском уезде он встретил и полюбил дочь местного лесника Александру. Их брак был совершен по-мусульмански, и она стала именоваться Бадрисафой.

В 1905 году в Каркаралинске Байтурсынов встретил первую русскую революцию. С этого времени он активно включается в политическую деятельность. По его инициативе на Кояндинской ярмарке состоялась встреча казахских интеллигентов, которые составили от имени народа петицию, адресованную правительству в Петербург. В петиции были выдвинуты следующие требования: прекратить религиозные притеснения; организовать обучение на казахском языке; создать интернаты, пансионаты и высшие учебные заведения; учредить газеты на казахском языке; прекратить поток переселенцев и ввести закон о принадлежности земли казахам; прекратить выселение казахов с их исконных земель; пересмотреть «Степное положение»; законодательным путем сделать возможным введение делопроизводства в волостных канцеляриях и судах на казахском языке; ввести положение о ведении судебных процессов на казахском языке; сократить число начальников и урядников; положить конец ссылкам властью генерал-губернатора; допустить казахских депутатов в верховные органы власти. Петицию к царю невозможно было отправить по почте из Каркаралинска, так как местные власти этому препятствовали. Поэтому ее тайком вывезли из Степного края и уже потом направили в Петербург. Это стало неприятным сигналом для властей.

В 1907 году власти арестовали Байтурсынова и посадили в Каркаралинскую тюрьму за критику царской администрации. Позже его освободили. 1 июля 1909 года Ахмет вновь был арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идеи автономного самоуправления, разжигании национальной вражды между русскими и казахами. Поскольку арестован он был незаконно, то в 1910 году под давлением общественности был выпущен из тюрьмы. С 9 марта 1910 года вплоть до конца 1917-го Байтурсынов жил в Оренбурге. Полиция всячески препятствовала его встречам с друзьями и единомышленниками. Но это был самый плодотворный период в его жизни. В 1913-1918 годы Ахмет Байтурсынов – главный редактор общественно-политической и литературной газеты «Қазақ» («Казах»), издававшейся в Оренбурге. Развернутая оценка роли и значения общенационального печатного органа газеты «Казах» дана на страницах 704-708 третьего тома пятитомной «Истории Казахстана: с древнейших времен до наших дней». Так, в газете обсуждались актуальные политические, юридические, экономические вопросы, постоянно публиковались статьи просветительского характера: о кооперации, достижениях науки и техники, литературы и искусства, о выдающихся ученых Европы и России, о международной ситуации. Через газету собирали средства для поддержки казахских студентов и школьников из бедных семей, через нее же проводился конкурс на первый казахский роман. Ахмет Байтурсынов писал: «Чтобы стоять вровень с другими народами, мы должны быть образованными, богатыми и сильными. Чтобы быть образованными, надо учиться. Чтобы быть богатыми, надо осваивать ремесло (бизнес). Чтобы быть сильными, необходимо единство. Вот в этих направлениях и надо работать». В этих словах просветителя заключалась программа газеты «Казах», программа казахского народа, актуальная до настоящего времени.

Период с 1913-го по 1918 год великий писатель Мухтар Ауэзов назвал «эпохой газеты «Казах». Дело в том, что она издавалась на переломном этапе истории казахского народа и сыграла судьбоносную роль. Ее отличали концептуальность, высокая публицистичность, сочность литературного казахского языка, верное служение насущным интересам своего народа. В 1922 году Ауэзов в открытом письме деятелям культуры («Қазақтағы қалам қайраткерлеріне. Ашық хат») подчеркивал, что в истории казахского печатного слова не было ни одного издания, за исключением «Казаха», который выполнил бы миссию воспитателя народа, безошибочно определившего свое направление, возвышавшего национальный дух.

В 1917 году на двух общекиргизских съездах Байтурсынов участвовал в создании партии «Алаш», был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орды, членом Учредительного собрания. Партия «Алаш» ставила задачи: создание армии для защиты народа; социальное партнерство и поддержка неимущих слоев населения; развитие народного образования; решение аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. В 1918 году Ахмет – член военсовета Алаша в Тургае, он помогает Мыржакыпу Дулатову сформировать кавалерийский полк Алаша для защиты казахов от красных и разномастных вооруженных отрядов, заполонивших степь.

В 1918-1919 годах Байтурсынов – председатель комиссии по просвещению Алаш-Орды, иначе говоря, министр образования. Он был одним из теоретиков казахского демократического государства, активно участвовал в написании его основополагающих документов. В марте 1919 года Ахмет от имени правительства Алаш-Орды вел переговоры с Советским правительством в Москве. После постановления ВЦИК от 4 марта 1919 года, в котором говорилось, что киргизы (казахи), принимавшие участие в гражданской войне против советской власти, а также члены и сотрудники бывшего социального киргизского правительства «Алаш-Орда», за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат, многие лидеры правительства Алаш-Орды перешли на сторону советской власти, в том числе и А. Байтурсынов.

Фото ru.foursquare.com

24 июня 1919 года он назначается членом Киргизского (казахского) военно-революционного комитета. В 1920 году Ахмет Байтурсынулы написал письмо В. Ленину, где подверг резкой критике первые шаги советской власти в Казахстане. Летом 1920 года вместе с Алимханом Ермековым он участвует в определении границ между Казахстаном и Россией, добивается включения в Казахскую автономию территорий в границах, намеченных Алаш-Ордой. В 1920-1921 годы Байтурсынов работает наркомом просвещения Киргизского (Казахского) края, в 1922-1925-х – председателем научно-литературной комиссии при Народном комиссариате просвещения республики.

В начале 1923 года Сакен Сейфуллин возглавил организацию по проведению в Оренбурге торжественного собрания, посвященного 50-летию А. Байтурсынова. На открытии собрания в своей речи Сакен сказал: «А. Байтурсынов – националист, по-настоящему любящий свою нацию. Из-за любви к своей нации он состоял в партии «Алаш», по этой же причине, думая о судьбе своего народа, стал и коммунистом. Мало писателей национал-патриотов, любящих казахов по-настоящему, независимо от того, бедный он или богатый». («Еңбекші қазақ», 30 января 1923 года).

В сборнике очерков З. Наурзбаевой о выдающихся деятелях казахского народа «Четыре облака» подчеркивается, что во время 50-летнего юбилея Ахмет исполнил со сцены одну-две песни. Но зрителям его исполнение так понравилось, что юбиляру пришлось петь больше часа. А еще Ахмет играл на домбре, пианино, скрипке, писал статьи о казахской музыке, ее различиях в разных регионах, особенностях песенного искусства казахов. Будучи наркомом просвещения, он поддерживал Александра Затаевича, направлял его исследования, с его голоса музыковед нотировал 19 песен.

В 1920-1928 годах наряду с государственной службой А. Байтурсынов занимался наукой, преподавал в вузах, писал учебники и учебные пособия, научные монографии. В 1929-м, несмотря на амнистию, Байтурсынов был арестован. Его обвинили в контрреволюционной деятельности как бывшего лидера движения «Алаш». 4 апреля 1930 года в Москве его приговаривают к расстрелу, но приговор несколько раз меняют. В феврале 1931 года приговор был заменен на 10 лет лагерей, а в ноябре 1932-го – на трехлетнюю ссылку в город Архангельск.

В 1934 году М. Горький и его жена Е. Пешкова с помощью Международного Красного Креста добились освобождения Ахмета Байтурсынова. После освобождения он вернулся в Алма-Ату. Однако в октябре 1937 года был вновь арестован. Спустя некоторое время Байтурсынов был расстрелян по приговору тройки НКВД. Его жена Александра до самой своей смерти в 1940 году так и не узнала, жив или погиб ее муж.

Таким образом, выдающийся представитель казахской интеллигенции попал под колесницу сталинских репрессий, и его яркую жизнь оборвал расстрел в застенках НКВД. Но ни забвение системы подавления инакомыслия, ни сопутствующее уничтожение его книг и трудов не вырвали из благодарной памяти народа гордого сына степей, отдавшего свою жизнь просвещению и утверждению национального сознания народа. В 1988 году яркой и бескомпромиссной личности вернули доброе имя. В 1990-м Институту языкознания в Алма-Ате присвоено имя Ахмета Байтурсынова. Памятник ему на малой родине, в центре города Костаная, поражает величием фигуры просветителя.

Известная истина, что поэт – дитя своего времени и народа, как нельзя более служит ключом к поэтическому наследию Байтурсынова. Он всей своей чуткой и отзывчивой душой откликался на назревшие вопросы времени. Безусловно, Ахмет Байтурсынулы – это поэт, обогативший казахскую литературу начала ХХ века идеей борьбы за свободу и независимость. Вместе с тем он предъявлял самые высокие требования к стихосложению, придавая огромное значение форме стиха. Не потому ли поэзия Байтурсынова изящна, проста, легка для чтения, безупречна в смысле формы, стиля и слога? Когда читаешь совершенные по форме, наполненные внутренним светом стихи поэта, то думаешь, какой же радости творчества лишил себя Байтурсынов во имя главного и высокого призвания просвещать народ.

Поэтическое наследие А. Байтурсынова можно разделить на переводные стихи и оригинальные. Обращение к художественным переводам можно объяснить все той же просветительской миссией поэта, который хотел, чтобы достоянием родного народа стали лучшие образцы другой литературы. Как просветитель и воспитатель он тяготел к назидательным басням, поэтому большую часть переводов сделал из Крылова. Кстати, книга Байтурсынова «Сорок басен» («Қырық мысал») является сборником произведений, созданных по образцу крыловских басен. Взяв за основу сюжеты басен Крылова, Байтурсынов вольным переводом создал оригинальные казахские басни, наполнив их примерами из казахской жизни. В баснях высмеиваются пороки, распространенные среди казахов, осуждается социальная несправедливость.

В целом в своем первом произведении, представленном в книге А. Байтурсынова «Кто поймет слова моей души?», автор бичует колонизаторскую политику России, произвол и насилие властей. В газете «Акжол» от 4 февраля 1923 года М. Ауэзов писал: «Для широких масс казахского народа сборник «Сорок басен» явился первой книгой, несущей в себе революционный дух. После этого А. Байтурсынов получил известность как человек, болеющий всей душой за народ».

Рашит КАРЕНОВ,

доктор экономических наук, академик,

почетный работник образования РК

(Продолжение следует)

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

«Растить» запчасти для гиганта: темиртауский завод занимается импортозамещением

Зачем завозить «железки» для производства из-за границы, когда можно сделать самим? И стоит ли переманивать специалистов у конкурентов, когда их лучше обучать и взращивать...

«Орлы» на пульсе событий

Несмотря на плотный график, многочисленные поездки и тренировки, мы находим время на то, чтобы почитать новости на страницах областной газеты «Индустриальная Караганда». Особенно приятно, что...

В следующем году наша страна будет отмечать 80-летие Великой Победы

Большой вклад в ее достижение внесли жители шахтерской столицы и всего региона. В Доме дружбы состоялся круглый стол, посвященный памяти ветеранов войны и...

Свежий номер за 7 декабря

Скачать файл

Подписаться на «Индустриальную Караганду» теперь можно и через QR-код

Стало возможно современным и удобным способом подписаться на областную газету «Индустриальная Караганда». На первой странице печатного издания появится QR-код, по которому можно быстро оформить...

Рукописи не горят

Казахстанские деятели культуры, писатели и почитатели таланта великого представителя казахской литературы Касыма Аманжолова с прискорбием встретили весть о кончине его дочери. Дарига Аманжолова, многие...

А теперь поехали: проезд по ключевой части транспортного коридора «Центр-Юг» открыт

Завершился ремонт одного из важных и самых долгожданных участков республиканской дороги Астана - Караганда - Алматы. Национальная компания «КазАвтоЖол» официально объявила об открытии...