ДомойНовостиОбществоСъесть и не подавиться

Съесть и не подавиться

Покупатель имеет полное право вернуть просроченный продукт

По возвращении из магазина настроение хозяйки было подпорчено. Разбирая покупки, решила угостить внуков вкусняшкой — свежим йогуртом. Открыла упаковку, а на поверхности розовой массы — плесень.

По сроку годности продукт был вполне пригоден к употреблению. Видимо, йогурт неправильно хранился. Пришлось вернуться в магазин. Продавец, правда, сразу вернула деньги, извинившись. На этом конфликт был исчерпан. А ведь если бы бабушка не сама открыла йогурт, то ребенок вполне мог съесть некачественный продукт.

— Недавно купила популярные пирожные-«корзинки». Одно из них ела сама. Так вот, обнаружила в креме кусочек проволоки. Хорошо, что жую всегда осторожно. Но еще лучше, что это пирожное не попалось внукам, — говорит карагандинка Людмила Васильева.

Не надо бояться вернуть товар ненадлежащего качества в магазин. На стороне ваших интересов Закон РК «О защите прав потребителей». При возникновении сомнения в качестве или происхождении продукции покупатель имеет право предъявить требования о недостатках товара, на получение полной, достоверной информации о товаре и продавце, а также изготовителе, потребовать от продавца документы, подтверждающие качество и безопасность товара — удостоверение о качестве, ветеринарное свидетельство для непереработанной продукции животного происхождения, сертификат о соответствии, декларации.

— Хотелось бы дать несколько советов потребителям при покупке пищевых продуктов, — говорит руководитель отдела департамента санитарно-эпидемиологического контроля Карагандинской области Айгерим Жилкибаева. — Внимательно ознакомьтесь с информацией о продукции. Ее можно получить из маркировки на этикетке или на потребительской (заводской) упаковке. Обязательно должны быть указаны данные о производителе. Обращайте внимание на маркировку, дату изготовления продукта и срок его годности. Он исчисляется либо временем, в течение которого продукт необходимо употребить, либо датой, до наступления которой продукт пригоден для употребления. Продажа товаров, срок годности на которые истек, запрещается. Это важно знать каждому. Необходимо обращать внимание на то, чтобы скоропортящаяся продукция хранилась и реализовывалась только при наличии холодильного оборудования и с соблюдением товарного соседства. Хранение и реализация скоропортящейся продукции без холода запрещаются! При выборе обращайте внимание на внешний вид, наличие признаков микробиологической порчи, характерных для скоропортящихся продуктов: плесневение, брожение, ослизнение, заветренность. При покупке готовой продукции важно помнить о том же сроке годности. По санитарным правилам салаты в заправленном виде, например, хранятся не более трех часов. Покупая быстрозамороженные полуфабрикаты, помните, что пакет, в котором продукт деформировался и слипся, покупать не стоит. Значит, он подвергался разморозке, следовательно, потерял качество и может быть опасным для вашего здоровья. Температура хранения такого продукта должна быть минус 18 градусов.

Обращайте внимание на соблюдение объектом торговли условий хранения продукции, заявленных производителем.

Департаментом санитарно-эпидемиологического контроля Карагандинской области в рамках мониторинга безопасности продукции в 2021 году закуплено на объектах торговли и исследовано более 4000 проб пищевой продукции. Результаты экспертизы показали несоответствие в 240 пробах, или 5,8% исследованных образцов. Если остановиться на видах нарушений, то необходимо отметить, что на объектах торговли, к сожалению, имеются факты реализации небезопасной продукции, в том числе с истекшим сроком годности.

Так, из выявленных 240 проб несоответствующей продукции в 9,1% образцов обнаружено превышение микробиологических показателей (общая микробная обсемененность, кишечная палочка и т.д.) В 9,5% случаев реализовывалась продукция с истекшим сроком годности. На несоответствия по физико-химическим показателям приходится 5,4%, на обман потребителя — 1,5% и 74,5% — на нарушения в части маркировки.

Согласно Закону «О защите прав потребителей» покупатель вправе вернуть непонравившийся товар нормального качества в течение двух недель. Но касается это только непродовольственных товаров. Если вы купили молоко и через пять минут решили поменять его на кефир, продавец может согласиться на такой обмен. Но если вы передумали и решили вернуть молоко в магазин через два дня, то это другой вариант. Даже если упаковка не вскрыта и срок годности еще не закончился, никто ведь не знает, при каких условиях, при какой температуре это молоко хранилось у вас дома. Поэтому в отношении продовольственных товаров действует общее правило: если продукт надлежащего качества, то продавец не обязан принимать его обратно.

— Для хранения таких продуктов нужны особенные условия, потому что если они испортятся, то могут нанести вред здоровью, — отмечает собеседница. — Поэтому если купленный пищевой продукт ненадлежащего качества, то есть испорченный или с истекшим сроком годности, то покупатель имеет полное право его вернуть. Сделать это можно взамен на такое же съестное изделие, на продукт другой марки с перерасчетом цены. Также можно вернуть деньги, если неподобающее качество будет доказано. При этом не важно, был сбережен товарный вид продукта питания или нет, потому что его не должны снова вернуть на прилавок. То есть у небезопасного продовольственного товара может быть вскрыта упаковка, нарушены пломбы и ярлыки, могут быть признаки того, что его употребляли в пищу.

Если потребитель отравился испорченным продуктом питания, то за это должен понести ответственность продавец или изготовитель. Для этого нужно доказать, что ущерб был нанесен купленным продуктом. Можно доказать вину изготовителя, если он неправильно указал состав, а у вас, скажем, аллергия. Вина магазина, если не соблюдались условия хранения, срок годности «перебит» или вовсе стерт. Финансовые издержки покрываются только в том случае, если покупатель пострадал из-за того, что выпил или съел продукт с нормальным сроком годности. Каждый случай изучается индивидуально при обращении в суд.

В случае выявления и обнаружения фактов продажи в магазинах продуктов питания с истекшим сроком годности покупатель может обращаться в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК, который как уполномоченный государственный орган в сфере защиты прав потребителей совместно с заинтересованными структурами будет принимать меры по изъятию товара и привлечению предпринимателей, реализующих несоответствующую нормам продукцию, к административной ответственности, предусмотренной законодательством.

Валентин ШИПУНОВ

Предыдущая статьяВсе будет, но постепенно
Следующая статьяЧистой воды формализм
Похожие статьи

Лента новостей