ДомойНовостиОбществоПедагоги учатся работать с детьми-аутистами

Педагоги учатся работать с детьми-аутистами

На базе общеобразовательной школы № 88 г. Караганды открылась новая, пятая по счету областная психолого-медико-педагогическая консультация. Там смогут проходить обследование и получать помощь дети с особыми образовательными потребностями с рождения до 18 лет. Консультация будет обслуживать более 70 тысяч детей района им. А. Бокейханова.

Психолого-медико-педагогическая консультация является специальной организацией образования, где проходят обследование и получают рекомендации особенные дети и их родители. Специалисты ПМПК дают оценку особых образовательных потребностей и советуют условия для обучения в детских садах и школах.

— Согласно законодательству в сфере инклюзивного специального образования на сегодняшний день ПМПК должны создаваться из расчета одно отделение на 60 тысяч детей, — рассказала главный специалист управления образования Карагандинской области Людмила Гавриленко. — Но по поручению Президента, чтобы сократить создавшиеся очереди и оказывать услуги ближе к дому, консультации теперь будут открываться одна на 50 тысяч человек детского населения, так что идет расширение всей сети спецорганизаций образования. ПМПК занимается обследованием ребенка, выявлением нарушений в развитии, его актуального уровня развития и дает оценку. А потом определяет его дальнейший маршрут: ребенка направят в кабинет коррекции, специальный детский сад, спецшколу или реабилитационный центр.

Сегодня в области уже функционирует пять консультаций, идет работа над открытием шестой в Шахтинске, которая будет обслуживать также Абайский район, Сарань, Шахан и прилегающие поселки. В следующем году отдельную консультацию планируют открыть в Майкудуке. В новом отделении создана безбарьерная среда: оборудованы пандусы, нет порогов, широкие проходы и коридор, поручни, тактильные дорожки. Штат укомплектован специалистами, есть необходимое оборудование и диагностические методики в кабинетах раннего, дошкольного и школьного возраста. Пропускная способность — около тысячи детей в год, что вдвое разгрузит очередь в действующую консультацию № 1.

Чтобы попасть в ПМПК, необходимо зайти на платформу malahit24.kz («услуги специальных образовательных учреждений»), созданную для доступа детей с ограниченными возможностями к инклюзивному образованию, сделать предварительную запись, после чего заявку поставят на очередь. Направление можно получить от детского врача, социального педагога, школьного психолога, воспитателя или учителя, а также родители могут обратиться самостоятельно, если заметили какие-то признаки нарушения в развитии у своего ребенка.

Здесь помогут проконсультировать детей с нарушениями зрения, слуха, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми нарушениями — аутизмом, шизофренией, синдромом дефицита внимания и т.д. Завершив обследование, специалисты дают свое заключение, где прописывается, куда может пойти ребенок, какие специальные условия ему нужны — отдельные программы, учебный план, и какие сопровождающие службы должны ему помогать — логопеды, дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, олигофренопедагоги, психологи, социальные педагоги. Появилось новшество — для детей с расстройствами аутистического спектра, ментальными и поведенческими нарушениями специалисты ПМПК рекомендуют привлекать педагога-ассистента. Это может быть любой педагог-дефектолог или психолог, владеющий методикой работы с такими ребятами.

В среднем в год по области выявляют около двух тысяч новых особенных детей. Самая распространенная патология — речевая. Поэтому специалисты всегда нужны.

— Мы постоянно учимся, — продолжает Л. Гавриленко. — Поэтому ежегодно объявляем государственный социальный заказ на обучение педагогов работе с детьми с аутизмом. В прошлом году такую квалификацию получили 207 учителей общеобразовательных школ и детских садов, а также спецорганизаций — ПМПК, кабинетов коррекции, реабилитационных центров, спецшкол и спецсадов. Это нужно для того, чтобы они могли применять зарекомендовавшую себя методику прикладного поведенческого анализа, которая применяется к любым детям с нарушением поведения. Все дети в нашей стране имеют равные права, любой ребенок может учиться там, где захотят его родители, поэтому все организации образования должны иметь возможность встретить особенного ребенка. В этом году мы хотим обучить уже 607 педагогов. Всего же по области более 7 тысяч педагогов уже владеют различными методиками работы с такими детьми. Пока не все школы нашего региона полностью готовы к приему особенных детей, но мы активно над этим работаем.

Марианна, мама шестилетнего Амира, рассказала, что пришла в ПМПК за помощью — сыну должны провести диагностику и посоветовать, куда лучше пойти учиться: в нулевой класс или первый, чтобы он выдержал нагрузку школьной программы.

— У моего ребенка нарушение речи — мы сами заметили, что в три года сын совсем не разговаривает, — рассказала женщина. — Сначала обратились к невропатологу, начали заниматься с дефектологом, логопедом в частном центре коррекции, где провели три года. В ПМПК нас проконсультировали в четырехлетнем возрасте и дали полезные рекомендации. Эффект оказался очень хорошим — сын разговаривает практически без проблем. Поэтому сейчас тоже рассчитываем на помощь специалистов.

Готовить высокопрофессиональные кадры для внедрения инклюзии в областном центре помогут и общественники. В этом году при поддержке акима области совместно с корпоративным фондом «Асыл Мирас» в Караганде откроется Центр по поддержке детей с аутизмом, где смогут проходить реабилитацию около 100 детей в год. Помимо этого, в центре будут обучаться и педагоги, и родители особенных детей. Сейчас готовится помещение, к 1 сентября планируют открыться.

На сегодня в Карагандинской области насчитывается 14 091 ребенок с особыми образовательными потребностями, из них 512 детей — с расстройствами аутистического спектра.

Светлана СВИЧ

Фото автора

Предыдущая статьяОт сердца к сердцу
Следующая статьяВ споре не родилась истина
Похожие статьи

Лента новостей