Об одной из самых молодых и нужных профессий

1895

День социального работника был утвержден 10 лет назад. С тех пор в последнее воскресенье октября в стране отмечают людей, труд которых считается одним из самых морально тяжелых.

У социального работника Гульмиры Айдархановой восемь пожилых подопечных, и для нее все они – как близкие родственники. Да по-другому и быть не может, ведь наша собеседница видит их чаще, чем своих родителей.

В канун профессионального праздника мы обратились с просьбой к Гульмире Айдархановой рассказать о своей работе. Но разговор больше получился об одинокой старости, маленьких радостях и больших горестях пожилых людей.

В сфере социальной защиты женщина трудится 14 лет и все это время не меняла места работы – отделение социальной помощи на дому Октябрьского района г. Караганды. Его направление – оказание помощи одиноким пенсионерам, родные которых находятся за пределами областного центра.

Согласно правилам социальный работник должен оказывать бытовые, медицинские, культурные, психологические, правовые услуги не менее двух раз в неделю. Г. Айдарханова к своим подопечным ходит гораздо чаще.

– Когда они звонят и просят измерить давление, сахар в крови, сделать назначенный врачом укол, помочь по хозяйству, то уже ни о чем другом я думать не могу. А если звонят под вечер, то вообще ночь провожу без сна, переживаю за них, а поутру сразу же иду к ним, – рассказывает она.

Самому «молодому» услугополучателю – 70 лет, а наиболее возрастной – старше 96. Судьбы у них разные – у одних никогда не было детей, у других их уже нет, у третьих дети живут за рубежом. Схожи пенсионеры в одном – своем одиноком существовании. Даже те, у кого есть дети, не всегда с ними поддерживают отношения. Сыновья и дочери обычно приезжают, чтобы вступить в наследство и продать доставшуюся недвижимость. Правда, иногда успевают приехать и перед смертью родителя. Старики же их ждут, откладывают часть пенсии, и если удается собственноручно вручить деньги, то радуются. В противном случае деньги наследники получают с банковского депозита, открытого при помощи соцработника или из рук того же самого помощника.

Именно с ними – социальными работниками – пенсионеры встречают праздники, отмечают дни рождения, ходят в поликлинику, магазины и аптеку.

– В мои обязанности входят уборка квартиры, покупка продуктов, приношу лекарства на дом, варю еду. Если в квартире есть стиральная машинка, то вещи стираю там, если нет, то забираю домой и приношу уже выглаженное белье, – продолжает Гульмира Айдарханова.

Она знает историю каждого подопечного, и большая часть обслуживается соцработником далеко не первый год.

Валентине Макаровой – 71 год. Вследствие сахарного диабета у нее ампутированы пальцы ног, некоторое время назад с трудом удалили фурункулы на затылке. Все это время и днем и ночью возле нее была Гульмира.

Вагифа Шакирьянова соседи называют дядя Вася. Ему 84 года. В прошлом году в отделение социальной помощи на дому обратилась одна из сердобольных соседок, которая попросила взять под опеку пожилого вдовца. У Вагифа Газизяновича никогда не было своих детей, а год назад появилась дочка Гуля (так социального работника называют все подопечные).

– Он выучил мой график, знает, что в 9.30 утра приду, и садится возле окна. Ждет. Я подхожу к дому, смотрю: дядя Вася в окошке, машу ему рукой, а он – мне. Если не успеваю, то звоню, предупреждаю и знаю, что до моего прихода будет сидеть и ждать возле окна, – смеется Г. Айдарханова.

У 70-летней Любови Твердоступ единственная дочь почти 10 лет живет в Турции. За это время она еще ни разу не навещала мать, и внуки, рожденные там, ни разу не видели бабушку. Правда, в последнее время они с ней общаются посредством телефона социального работника. Любовь Ивановна вместе с Гульмирой смотрят их фотографии в социальных сетях, а с дочерью женщина разговаривает по видео в мессенджере. У Г. Айдархановой сохранены все контакты детей пенсионеров.

А вот 96-летняя Маргарита Тен звонит ей сама. Некоторое время назад Маргариту Ивановну забрала к себе внучка в другой район города. С тех пор она не является услугополучателем отделения соцпомощи на дому Октябрьского района.

– Когда она переехала, мне ее не хватало. Маргарита Ивановна, несмотря на возраст, сохранила ясную память, очень интеллигентная, начитанная, всегда поддержит разговор. Несмотря на потерю единственного сына, она остается стойкой и держит удары судьбы, – говорит Гульмира Айдарханова.

С благодарностью за родителей к соцработнику нередко обращаются дети этих стариков, которые звонят и пишут ей чаще, чем матерям. Да и сами подопечные гораздо лучше знают дочь-студентку Гульмиры Айдархановой, чем своих отпрысков. И немудрено – ведь их родных соцработник видит чаще, чем своих.

– Мои родители живут в поселке. Я к ним выбираюсь раз в две недели. Хотелось бы чаще, но не могу, потому что другие мои пенсионеры просят о помощи даже в выходные. Одно утешает, что вскоре мама и папа переедут поближе ко мне. Тогда и наступит полное счастье, потому что все будут рядом – дочь, родители и «приемные» отцы с матерями, – говорит Г. Айдарханова.

Самал АХМЕТОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО