ДомойНовостиОбществоКарагандинские археологи в ходе раскопок нашли уникальный сакский котел

Карагандинские археологи в ходе раскопок нашли уникальный сакский котел

Такие котлы обычно находят неподалеку от царских сакских курганов

В этом году, по информации Центра по сохранению историко-культурного наследия областного управления культуры, архивов и документации, продолжаются раскопки в Талдинском историко-археологическом парке. Нынешним летом экспедиция Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова исследовала здесь 3 крупных кургана эпохи бронзы и 2 сооружения, относящиеся к средневековому периоду. Дополнительно было исследованы еще 2 кургана, материалы которых были отнесены к раннему железному веку.

В погребениях помимо останков и многочисленных фрагментов керамики были обнаружены 2 бронзовых ножа срубно-алакульского типа и украшения. Самая ценная находка была сделана в могиле кузнеца — трехсторонняя литейная форма для изготовления ножей, плоских тесел и желобчатых долот. Форма для отливок, говорят специалисты, свидетельствует о развитых металлургических традициях на территории Центрального Казахстана в эпоху бронзы.

Помимо этого на территории парка экспедицией под руководством Игоря Кукушкина впервые в Центральном Казахстане был найден уникальный котел семиреченского типа сакского периода. Артефакт, который датируется серединой I тыс. до н.э., презентовали в лаборатории Сарыаркинского института археологии.

Раскопки проводились на небольшом кургане, расположенном в 200-300 метрах от могильника Кызылжартас. Как отметил Игорь Кукушкин, он представлял собой кольцо, сложенное из крупных камней, и внешне больше напоминал памятник эпохи поздней бронзы. Вопреки ожиданиям археологов, насыпь изначально не задумывалась как могила.

— Мы стали копать дальше. Сначала показался край. Подумали, что какая-то диадема. Расчистили круг, но и тогда было непонятно, что это такое. В итоге выкопали котел. Не поверили своим глазам, потому что такого у нас в принципе не должно быть, — рассказал археолог.

По его словам, до настоящего времени в Центральном Казахстане ничего подобного еще не находили. В большинстве своем котлы такого типа извлекали из земли в Жетысу, в предместьях Алматы, а потому его называют семиреченским. По своим признакам он аналогичен котлам так называемого семиреченского типа. Отличительная черта — три коленчатые ножки, заканчивающиеся копытцами или лапами хищников. У котла святилища Кызылжар сохранилось лишь одно копытце.

Медный сосуд диаметром 41 сантиметров, высотой 34 сантиметра, весит порядка 25 килограммов. Внутри он покрылся патиной, наружные стенки сильно закопчены. Он был доверху заполнен, но как оказалось, не землей. Исследователи, разглядев в общей массе какие-то предметы, сразу же приняли решение, что не будут тревожить содержимое.

Консервацию содержимого сосуда и его реставрацию по заказу центра проводил известный реставратор, автор многих методик, основатель научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» Крым Алтынбеков. Соблюдая все меры предосторожности, он извлек из общей массы несколько изделий из бронзы и железа зооморфной и волютообразной формы. Оказалось, что наши пращуры вместе поместили в него конскую сбрую, о чем свидетельствуют ременные распределители, удила, псалии. Украшали упряжь бляхи. Самая простая — круглая. Далее — такая же «пуговица», от которой исходит элемент с завихрениями, напоминающими языки пламени или солнечные протуберанцы. Еще один круг венчает изображение лошади. Но самое необычное — голова мифологического существа, которые карагандинские ученые назвали тигрогрифоном. Мастер детально проработал глаза, морду, уши и небольшие рожки, а также острые зубы чудовища.

На каждой бляхе с обратной стороны распределительные отверстия, через которые продевались кожаные ремешки. Труха, сковавшая элементы сбруи, оказалось коррозированным железом. Теперь перед учеными стоит задача выяснить, какие предметы были изготовлены из него. Есть предположение, сказал Игорь Алексеевич, что это остатки лошадиной маской. Также предстоит выяснить, с какой целью котел был помещен в курган.

— Выявлена интересная закономерность — такие котлы находят неподалеку от царских сакских курганов, — подчеркнул историк.

И тут необходимо отметить, что могильник Кызылжартас как раз и представляет собой два погребальных памятника, которые на карте Талдинского историко-археологического памятника обозначены как Царские курганы.

Не исключено, что традиция закапывать котлы напрямую связана с поминальными обрядами, проводимыми через определенное время после похорон. Дело в том, что рядом с котлом были обнаружены лошадиные кости. Возможно, это был верный скакун усопшего, из мясо которого было приготовлено ритуальное угощение. А после останки животного, сбрую и котел оставили неподалеку от могилы, чтобы они и на том свете сопровождали своего хозяина.

Котел был отлит 2 500 лет тому назад. Чтобы определить его точный возраст, необходим радиоуглеродный анализ. Для исследования, которые будут проводится в одной из зарубежных лабораторий, будут использованы пробы нагара (для этого достаточно 5-6 грамм древней сажи) и костный материал. Кроме того, требуется специальная программа, чтобы понять, в каком порядке располагались мелкие детали. Цифровой рентген и компьютерная томография содержимого котла, проведенные ранее, не смогли ответить на этот вопрос.

После реставрации артефакты будут переданы в фонды областного историко-краеведческого музея. А пока ученые надеются, что это не единственная находка. Даже если предположить, что сосуд «импортный», это говорит о том, что между Сарыаркой и Жетысу существовали устойчивые связи. Почему бы не представить себе, что земли нашего края служили жайлау для ранних кочевников?

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото автора

Похожие статьи

Лента новостей