Как искоренить правонарушения в системе высшего образования

1711

Купля-продажа рефератов, курсовых и дипломных работ, коррупционные риски при сдаче рубежных контролей и сессий, процесс выделения мест в общежитиях и другое – все это не на шутку волнует карагандинских студентов.

Фото qmu.edu.kz

Среди студентов и магистрантов вузов подвели итоги конкурса «Лучший антикоррупционный проект», который был организован областным департаментом по противодействию коррупции совместно с проектным офисом «Сарыарқа – адалдық алаңы». Главной его целью являются формирование у подрастающего поколения антикоррупционной культуры и привитие таких важнейших нравственных ценностей, как честность, справедливость, порядочность и доверие.

Как оказалось, многим молодым людям присуща нулевая терпимость к взяточничеству, и они отмечают много моментов в академическом мире с потенциальными коррупционными рисками. Именно о таких проблемах и путях их решения они и рассказали в своих проектах.

Конкурсные работы отбирались экспертной группой, в состав которой вошли представители антикоррупционного департамента, проектного офиса и молодежных неправительственных организаций. Победителей конкурса определяли как по социальной значимости проекта, так и учитывая проявление авторских творческих особенностей и практическую реализацию проекта. Наиболее высоко были оценены проектные работы студентов Академии «Болашак» и Медицинского университета Караганды. Поздравил победителей конкурса первый заместитель руководителя департамента Асхат Оразхан, вручив им дипломы и денежные сертификаты.

Почетное первое место присудили студентке 7 курса Медицинского университета Караганды Гульнаре Камашевой. Она предложила на суд жюри проект под названием «Academic Integrity», который предполагает создание единой площадки вузов нашего региона под патронажем департамента Агентства РК по противодействию коррупции для консолидации усилий по формированию института академической честности.

В рамках своего проекта Гульнара провела анализ основных проблем системы высшего образования РК и пришла к выводу, что она подвержена высоким рискам коррупции, которые включают в себя злоупотребление при распределении бюджетных средств посредством государственных грантов, ненадлежащий порядок учета успеваемости студентов, академическую нечестность при выполнении письменных работ, несоответствие лицензионным и аккредитационным требованиям, отсутствие прозрачности и доступа к информации, в том числе статистическим данным. Она отнесла к ряду проблем и так называемый «академический инбридинг» в кадровой политике – это практика найма университетами собственных выпускников, неконкурентная заработная плата и нарушения в процедурах государственных закупок.

Привела автор проекта и результаты прошлогодних исследований неправительственной организации по борьбе с коррупцией Transparency Kazakhstan. Тогда 3,8% респондентов отметили, что имели коррупционный опыт в государственных вузах. При этом наиболее частой причиной взяточничества респонденты обозначили «удобность и быстроту решения вопроса» – 53,6% опрошенных. В свою очередь 4,4% участников исследования сказали, что коррупционным поводом стало «закрытие сессии».

Г. Камашева отмечает, что ежегодные исследования таких общественных организаций, как «Jas Otan» и «Альянс студентов Казахстана», приводят к выводам, что в казахстанских вузах продолжают оставаться ситуации взаимодействия «вуз – студент», где уровень коррупционных рисков достаточно велик.

Студентка предложила создать единую комиссию или совет вузов области по вопросам академической честности и качества, в которую войдут представители высших учебных заведений региона, неправительственных организаций в сфере образования, общественных объединений и движений, государственных органов. Проводить перекрестные внешние мониторинги, благодаря которым вузы будут проходить самооценку и изучать деятельность коллег из других учебных учреждений, тем самым привнося в свою деятельность лучшие практики по формированию добропорядочной академической среды.

Особый акцент был сделан и на выявлении наемных исполнителей академических работ. По словам конкурсантки, это профессионалы и преподаватели вузов, студенты старших курсов, выполняющие домашние работы, рефераты, курсовые, дипломные работы и диссертации на заказ за деньги для клиентов, коими выступают студенты и аспиранты. В настоящее время социальные сети заполнены предложениями от подобных исполнителей. Далее такие работы защищаются в университетах и получают хорошие баллы, но при этом обучающийся не усваивает материал.

Кроме того, Гульнара выступила за развитие студенческого движения «Sanaly Urpaq», клубы которого функционируют во всех вузах области. Они помогают формировать антикоррупционную культуру в студенческой среде и развивать академическую честность и добропорядочность. Она предложила создать и областной клуб, который, по ее мнению, позволит объединить усилия учебных заведений, сформировать единый пул студенческих проектов, молодых лидеров, распланировать деятельность и вовлечь учащуюся молодежь в работу по искоренению взяточничества в системе образования.

Наталья ФОМИНА