Идеи народного учителя актуальны в современном образовании

515

Школа-лицей № 101 Караганды готовится получить имя великого просветителя Ибрая Алтынсарина. В учебном заведении открыли экспозицию, посвященную жизни и работе педагога. А на днях лицей подписал меморандум о сотрудничестве с Костанайским областным мемориальным музеем Алтынсарина. Преподаватели и дети уже тесно сотрудничают с ним и планируют выезжать туда на экскурсии, чтобы прикоснуться к истории.

В холле школы одно из главных мест занимает интерактивная карта Казахстана, где отмечены города, в которых уже имеются учебные заведения, носящие имя просветителя. Наведя сканер смартфона на QR-коды, можно сразу получить информацию о них. В нашем регионе уже есть школы имени Алтынсарина — в Шетском, Осакаровском, Нуринском, Бухаржырауском районах, Сатпаеве и Балхаше, но в областном центре такой пока нет.

— Мы готовились к этому событию в течение года, — рассказала заместитель директора по инновациям школы-лицея № 101 Елена Привалова. — Сейчас идет тенденция называть школы именами известных казахстанских деятелей, внесших значительный вклад в развитие страны. Нам предложили много вариантов, но мы, не колеблясь, выбрали имя великого педагога, писателя, этнографа, фольклориста, основоположника казахской письменной литературы и литературного языка, создателя казахского алфавита на основе русской графики Ибрая Алтынсарина, 180-летие которого отмечаем в этом году. Ведь он всю свою сознательную жизнь посвятил развитию образования в Казахстане. Открыл первую школу для казахских детей в Оренбургской крепости Торгай, на народные средства построил школу и школу-интернат, двухклассные русско-казахские школы в четырех районах, снабдив их необходимыми книгами. Учитывая кочевой образ жизни казахов, предложил новую модель образования. Впервые его усилиями были открыты школы-интернаты для девочек, он издал специальные учебники для русско-казахских школ.

Многие его идеи нам близки и как никогда актуальны в современном образовании. Так, еще в XIX веке Алтынсарин создал методы обучения, направленные на повышение мотивации ребенка и интереса к учебе на родном языке. Он считал, что учебники для школ с точки зрения идеологического содержания и конкретных материалов должны основываться на богатых сокровищах родного языка и народной мудрости. Призывал казахскую молодежь заниматься прежде всего образованием, искусством, знаниями и технологиями. В своих трудах обучал патриотизму, трудолюбию и индивидуальности. Все это не потеряло актуальности и в нашем веке, поэтому мы хотим воспитывать наших учеников в свете его педагогических направлений.

В течение года в лицее прошли различные мероприятия: младшие классы участвовали в конкурсе чтецов стихотворений Алтынсарина, старшеклассники разрабатывали электронные буктрейлеры — презентации его произведений, педагоги провели конференцию «Голос разума Великой степи». В корне поменялся принцип работы школьной библиотеки — она преобразовалась в медиацентр Ибрая Алтынсарина. Теперь вместо скучных книжных стендов там располагается несколько творческих зон — дискуссионная площадка, учебная и библиотечная зоны, пространство для творчества и отдыха. Двери в нем открыты для всех, преподаватели с удовольствием проводят там свои тематические уроки и классные часы.

А на втором этаже школы на стенах размещены основные принципы педагогики и высказывания ученого по поводу главных ориентиров образовательного процесса: «Знания и умения должны быть с учетом реальной пользы», «Главными средствами воспитания являются труд и нравственный пример родителей», «Знание языка — важнейший фактор расширения познания мира, умственного воспитания детей». «Вести обучение согласно успехам, способностям, пониманию учеников, от простого — к сложному». А утверждение о том, что школа должна давать знания, обеспечивающие достижение целей, стало основополагающим принципом обновленного образования.

— Сегодня мы заключили меморандум о сотрудничестве с Костанайским областным мемориальным музеем Алтынсарина, — добавила замдиректора лицея. — До этого наши преподаватели и ученики уже тесно общались с сотрудниками музея, благодаря чему сейчас у нас есть копии некоторых его документов, фотографий. На их основе мы воссоздали макет первой школы в Торгае, которую открыл просветитель, а также модель класса, в котором дети казахов получали знания на родном языке. Хотим в дальнейшем возить детей на экскурсии в музей, чтобы своими глазами увидеть личные вещи Ибрая Алтынсарина и узнать больше о его жизни и деятельности.

Приехавшая на подписание меморандума главный хранитель музея Назгуль Шектыбаева рассказала, что здание располагается в центре Костаная на месте школы, построенной Ибраем Алтынсариным в 1884 году. Музей — ровесник независимости Республики Казахстан, открыл свои двери для посетителей 16 октября 1991 года к 150-летию со дня рождения просветителя.

— Жемчужиной архивного фонда музея является оригинал книги «Шариат-ул-ислам». Это учебное пособие по вероучению педагог-просветитель составил в 1884 году, книга написана на казахском языке арабским шрифтом. Алтынсарин был убежден, что правильно педагогически поставленное религиозно-нравственное воспитание детей и молодежи способствует их духовному развитию и гражданскому воспитанию. В экспозиции музея имеется бесценный раритет — экспонат «Төсек қап», это чехол для постельных принадлежностей, личная вещь семьи Ибрая Алтынсарина, — добавила хранитель.

Светлана СВИЧ

Фото Александра МАРЧЕНКО