Свыше 180 тысяч личных дел высланных в Центральный Казахстан, планируется передать летом этого года в архив Президента в Алматы. Все документы в настоящее время рассекречены, проводится работа по их инвентаризации и оцифровке, рассказывает начальник областного управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК Жулдыз Буламбекова.
В областном архиве хранится множество ящиков с папками, в которых содержится личная информация о советских гражданах, которые были насильственно выселены из родных мест и отправлены в Казахстан в период с 30-х по конец 50-х годов прошлого столетия. За каждой такой папкой кроется судьба конкретного человека. Среди них – русские, белорусы, украинцы, поляки, немцы, японцы, чеченцы, ингуши, татары, литовцы, эстонцы, латыши и представители других национальностей. Многие были безвинно осуждены по надуманным обвинениям в рамках печально известной 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей наказание за «контрреволюционную деятельность» (отменена в 1961 году). К сожалению, тысячи из них обрели последний покой на карагандинской земле, и отыскать места их захоронения зачастую невозможно. Этим вопросом и по сей день занимаются отечественные историки.
– Работа по инвентаризации и оцифровке архивных личных дел проводится по поручению Главы государства, Генерального прокурора РК, а также Государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. На сегодняшний день в наших фондах содержится 182 746 личных дел, порядка 30% репрессированных лиц реабилитировано прокуратурой Карагандинской области, – отмечает Жулдыз Буламбекова.
По ее словам, основную массу спецпереселенцев составили немцы по национальности (в частности, из Поволжья), которых в 1941 году огульно объявили диверсантами и шпионами. Еще ранее в Карагандинскую область были высланы жертвы раскулачивания из многих советских республик. В 1944 году в Казахстан были депортированы представители чеченского и ингушского народов (операция «Чечевица»). На казахскую землю прибывали евреи, корейцы, мордва, армяне и многие другие, после окончания Великой Отечественной войны – военнопленные.
Часть ссыльных составили лица, которые были высланы после того, как отбыли основные сроки наказания на территории других регионов Советского Союза. Их отправляли в особые лагеря МВД СССР. Так, на территории Карагандинской области располагались два из них – Песчаный (в районе железнодорожной станции Карабас) и Степной (близ Джезказгана). В особых лагерях действовал строгий режим содержания заключенных. Сюда из общих исправительно-трудовых лагерей переводили осужденных к длительным срокам лишения свободы шпионов, диверсантов, террористов, участников антисоветских организаций.
– В имеющихся у нас личных делах содержатся анкетные сведения, информация о членах семей спецпереселенцев и осужденных, отметки о прибытии и убытии из лагеря, фотокарточки. Все эти данные обрабатываются, оцифровываются и вводятся в информационную систему Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. В настоящее время к нам поступает множество запросов от граждан, проживающих не только в Казахстане, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Они пытаются узнать о судьбах своих отцов, дедов и прадедов. По результатам поиска мы выдаем им архивные справки и копии личных дел разыскиваемых граждан. Так, за 2022 год, а также пять месяцев нынешнего нашим управлением выдано 210 справок, – говорит Жулдыз Буламбекова.
Отметим, что поскольку запрашиваемая информация относится к персональным данным, охраняемым законом, она может быть предоставлена только прямым родственникам. То есть к запросу в управление Комитета по ПС и СУ необходимо прилагать свидетельства о рождении (собственное и родителей), которые могут подтвердить родство с разыскиваемым человеком. Постороннему необходима нотариально заверенная доверенность от родственников.
Как известно, в мае в Карагандинскую область с рабочим визитом приезжал председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев, который принял участие в презентации очередных сборников исторических документов, посвященных жертвам политических репрессий, а также голода 1928-1934 годов. Рассекречивание, инвентаризация и оцифровка региональных архивов Комитета по правовой статистике и специальным учетам позволят отечественным ученым продолжить данную работу и приоткрыть завесу тайны, которая окутывает сложный и трагический период истории нашей страны, а также поможет установить судьбы тысяч людей.
Фархат КИНЖИТАЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО