Работа в центре оказания специальных социальных услуг № 3 Караганды нелегкая. В первую очередь ввиду особенностей заболеваний проживающих здесь подопечных. Среди горожан этот центр известен больше как интернат для людей с психоневрологическими заболеваниями. Однако сами сотрудники, наоборот, считают, что им очень повезло с работой.
Учреждение рассчитано на 580 мест и они все заняты. В период разгара коронавирусной инфекции и постпандемии здесь не велся прием. Сейчас в центре наверстывают упущенное и принимают по 10 и более человек, рассказывает заместитель директора по социальной работе Айнур Куанышбаева.
Диагнозы разные, но в основном – шизофрения, олигофрения, умственная отсталость и, как правило, сопутствующие соматические заболевания у каждого. Возраст от 18 лет и старше. Половина услугополучателей переходит во взрослый интернат из детского, остальных сюда определяют родственники, но до этого пациенты проходят полное медицинское и социальное обследование.
– В одной комнате живут по двое-трое опекаемых. Помимо лечения, они получают все государственные услуги. Потому что невзирая на недееспособность у них есть полное право для занятия любым делом, которое не противопоказано их диагнозу, – говорит А. Куанышбаева.
Вместе мы проходим по корпусам центра, которых несколько. Территория здесь большая и участки с весны по осень отданы под цветочные клумбы, которые разбивают живущие здесь люди. Сейчас подопечные интерната находятся в корпусах, которые напоминают больше гостиничные комплексы. Кто-то сидя в коридоре смотрит телевизор, другие просто прогуливаются.
Мы заглянули в гости к Ольге, Наталье и Татьяне, которые занимались вязанием. Чуть раньше нас к ним пришла, тоже в гости, Жанара, которая начала свой рассказ об учебе в театральном институте в Алматы и работе с одной из нынешних звезд отечественного кинематографа. Признаться, поначалу в это верится с трудом, но Жанара говорила правду. И таких, как выяснилось позже, здесь немало – тех, кто имеет высшее и не одно образование, но вследствие быстро развивающейся шизофрении оказался в спасительном центре.
Хозяйки комнаты были готовы поддержать любую беседу. Свой “дом” женщины украсили картинами и вышивкой. Сами они признаются, что любят вязать. Сейчас это теплые носочки, которые зимой пригодятся. К ним часто приезжают родственники, каждой в дар привезли иконы, которые женщины очень берегут.
– Нам хорошо живется. Здесь нас одевают, обувают, кормят. Мы находимся в тепле и за нами приглядывают девчата, – в унисон твердят пациентки.
Понять и полюбить
Татьяна Зименко, специалист по социальной работе, в центре работает 11 лет. Ее смена начинается с обхода подопечных, которых у ней 84 человека. После чего идет обычный трудовой день – помощь в оформлении документов, беседа с родственниками, подача заявок на портал для получения технических средств реабилитации и многое другое, что входит в обязанности социального работника.
– Сначала, когда я только сюда трудоустроилась, то был страх, ведь у моих подопечных есть особенности в психическом развитии. Очень скоро я поняла, что это замечательные, добрые люди. Во многом они как дети и поэтому их просто надо принять и полюбить. Тогда и они отдадут вам все свое тепло, – отмечает Татьяна Зименко.
У врача-психиатра Натальи Рыжковой работа в центре самая важная. Четверть века назад она из здравоохранения перешла в социальную защиту и с тех пор осталась.
Доктор Рыжкова курирует два отделения, в первом живут 79 опекаемых, большая часть которых пожилые женщины, во втором – 82 пациента – это преимущественно мужчины с тяжелым течением заболеваний.
– Все подопечные – это инвалиды 1 и 2 группы, которых мы не только наблюдаем, но и лечим. Для нас имеет большое значение условия проживания, поэтому мы с коллегами стараемся учитывать все их пожелания и распределяем по комнатам так, чтобы они мирно соседствовали друг с другом, – говорит Н. Рыжкова.
Образованные и талантливые
Обстановка в центре должна быть приближена к домашней, отмечают сотрудники. Но это не значит проводить жизнь в праздности и безделье, да и сами услугополучатели любят вести активный образ жизни – заниматься спортом, танцами, трудотерапией, петь и писать картины. Во многом потому, что у некоторых эта жизнь была в их прошлом.
Среди опекаемых есть выпускники консерватории, технического, медицинского институтов. Здесь можно найти профессиональных артистов и художников.
– Шизофрения является наследственным фактором, который не всегда и не у всех проявляется, а лишь во время стресса, – разъясняет врач-психиатр.
За культурную жизнь центра отвечает специалист Гаухар Абитаева, которые не просто сопровождает вместе с социальными работниками услугополучателей в театры, цирк, кинотеатры и во время поездок в Астану. Каждый день она проводит репетиции с одаренными в вокале и хореографии подопечными.
– Среди них немало лауреатов областных, республиканских и международных конкурсов. Наши девочки и мальчики – настоящие звезды и когда они выступают на сцене, зал аплодирует стоя. Есть у нас и замечательные спортсмены – особенно ребятам нравятся лыжные гонки. До пандемии они часто выезжали на соревнования за рубеж. Так, подопечные центра посетили Грецию, США, Австралию, и конечно же, объездили Казахстан. Мы также можем похвалиться и картинами, написанными профессиональными художниками, живущими здесь. А еще у нас любят выращивать цветы и одна из опекаемых, скрипачка, открыла в себе талант дендролога и флориста. Весной у нас очеь красивая территория, – рассказывает Г. Абитаева.
И все живущие здесь очень ждут своих родственников и просят сотрудников центра найти их. Иногда просьбы заканчиваются хеппи эндом.
– Мы были очень рады за опекаемого, которого забрала сестра к себе в Германию. Для этого нам потребовалось пять лет, во время которых наладили связь с сестрой, оформляли документы и наконец родные люди воссоединились. У другой женщины нашлась сестра, еще у одного подопечного мама в Беларуси, которая также намерена забрать своего сына. Бывают, конечно случаи, когда семья не справляется и пациент возвращается, но сегодня хочется говорить только о позитивных фактах. Пусть их не так много, но они есть и являются примером для остальных. Ведь каждому человеку нужна семья, – говорит Айнур Куанышбаева.
А для тех, кого не забирают родные, самыми близкими остаются они – представители сферы социальной защиты, работа которых морально тяжелая, но такая любимая.
Самал АХМЕТОВА
Фото Александра МАРЧЕНКО