В Карагандинской регионе бюджет прошлого года составил 642,9 миллиарда тенге, из них почти 12,8 млрд не дошли до адресата. Причем 6,3 млрд не перечислили из республиканского бюджета, хотя деньги предназначались на кредитование населения по линии сельского хозяйства, а также выполнение программ в управлении координации занятости и социальных программ. Еще 6,1 млрд не освоено по субъективным причинам.
Областной бюджет освоен на 98%. Что помешало достичь запланированной планки, рассказала во время заседания областного Общественного совета заместитель руководителя управления финансов Ардак Cаттыбаева.
– В регионе 30 администраторов бюджетных программ, – пояснила она. – По 242 программам должны быть выполнены 1 342 показателя, однако 100% достижения показателей нет. Наибольшее неосвоение средств у 10 управлений: строительства, архитектуры и градостроительства; природных ресурсов и регулирования природопользования; пассажирского транспорта и автомобильных дорог; энергетики и жилищно-коммунального хозяйства; ветеринарии; по инспекции труда; по мобилизационной подготовке, территориальной и гражданской обороне; физической культуры и спорта; образования.
Львиная доля – 3,4 млрд тенге – пришлась на управление строительства. В управлении природных ресурсов и регулирования природопользования не освоено 1,7 млрд тенге. У управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог не выполнено в расходной части 697,1 млн тенге. Около 128,6 млн тенге не освоили в управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. В управлении ветеринарии на 98,6 млн тенге планировалось строительство шести модульных ветеринарных пунктов.
За неосвоение бюджета к административной и дисциплинарной ответственности привлекли 14 должностных лиц в разных городах и районах. В основном – руководители или заместители выше обозначенных ведомств, сельские акимы и… директора школ.
– Считаю, что с наказанием надо повременить и совместно решить, как лучше поступить в этой ситуации, – сказал председатель областного Общественного совета Серикжан Байбосынов. – То же самое касается и директоров школ. В некоторых учебных заведениях не могут самостоятельно проводить госзакупки, это прерогатива головного ведомства. Поймите, мы не ищем крайних! Давайте объединять усилия и думать, что делать дальше. Некоторые учебные заведения до сих пор без первых руководителей.
Ардак Cаттыбаева заметила, чтобы выделенные деньги распределялись грамотно и вовремя выполнялись все бюджетные программы, в управлении финансов регулярно проводят мониторинг. Однако она признала, что и у них в подведомственных организациях есть некоторые затруднения со специалистами. Нередко они бросают работу в госорганах и уходят в частные структуры.
– Считаю, что в дальнейшем мы сможем избежать неэффективного использования средств, когда повсеместно введут блочный бюджет, – пояснила замруководителя управления финансов. – Это позволит администраторам программ самостоятельно распределять деньги внутри управления, делая акцент на тех проектах, которые больше всего нуждаются в поддержке.
Также общественники попросили управление финансов тщательнее проверять заявки, поступающие от разных ведомств. Тем более что были зафиксированы факты значительного завышения проектной стоимости. К тому же посоветовали обратить внимание на исполнителей, которые выигрывают лоты в госзакупках. К сожалению, нередко за дело берутся недобросовестные подрядчики, которым место в черном списке.
– Хочу отметить, что исполнено 98% бюджета – это очень серьезное достижение, большой труд акимов и руководителей управлений, которые в основном выполнили все социальные обязательства перед населением, – пояснил председатель комиссии по вопросам экономики и бюджета Сержан Аймаков. – Но есть и неосвоение – почти 12,8 миллиарда, из которых около половины – по объективным причинам, за что последовали наказания, хотя это не освобождает от исполнения принятых обязательств.
Фактически, отметил он, были не достроены многие социально важные объекты, не завершены реконструкция инженерных сетей, капитальный ремонт и прочее.
– По области у нас десятки долгостроев, которые не могут сдать годами, и все потому, что своевременно не были приняты соответствующие меры, чтобы выбраться из этой ситуации, – заключил Сержан Аймаков. – Потом получается, что подрядчик не укладывается в смету, а заказчик вынужден ждать помощи от областного и республиканского бюджета. И почему-то забыли про целевые трансферты: если вовремя их не освоить, то больше они не закладываются в бюджет. И нагрузка ложится на плечи налогоплательщиков. Вот поэтому управлению финансов нужно провести аналитическую работу, выявить системные нарушения, обратить внимание на сроки проведения конкурсов, определения подрядчиков, а также судебные разбирательства в управлениях. В конечном счете все это затормаживает исполнение бюджетных программ. И не надо быть скорыми на привлечение к административной и дисциплинарной ответственности. Общественный совет готов в течение года рассматривать вместе с вами и администраторами программ проблемные вопросы, чтобы вовремя оказывать содействие и найти пути решения для достижения цели.
Светлана СВЕТЛОВА
Фото областного Общественного совета