back to top
16 C
Алматы
Понедельник, 28 апреля, 2025
No menu items!
ДомойНовостиОбществоБороться за качество продовольственных товаров нужно сообща

Бороться за качество продовольственных товаров нужно сообща

Такого мнения придерживаются специалисты. Дело в том, что жалоб на нарушение прав потребителей с каждым годом становится все больше. И исправить ситуацию можно только совместными силами.

Недобросовестные поставщики

По словам и. о. руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Карагандинской области Жаната Асантаева, за девять месяцев этого года количество заявлений, с которыми обратились в департамент, выросло по сравнению с прошлым годом. Всего поступило 2 256 обращений. Наибольшее число карагандинцев, а это 42% из обратившихся, жалуются на сферу бытовых услуг. Замыкает тройку антилидеров розничная и электронная торговля. Ею недовольны 38% и 10,4% жителей соответственно.

– Эти показатели, с одной стороны, свидетельствуют об увеличении потребительского выбора, а с другой – о росте недобросовестной деловой активности, – говорит он.

Стоит отметить, что Министерством торговли и интеграции РК на постоянной основе отслеживается потребительское настроение. Так, в прошлом году по итогам социологического опроса 10 тысяч респондентов сложилась следующая картина: 31% опрошенных столкнулся с несоблюдением сроков годности и норм хранения продуктов питания, 24% недовольны качеством товаров и 19,2% жалуются на отсутствие требуемой по закону информации о продуктах питания.

– Повышение эффективности защиты прав потребителей зависит не только от деятельности госорганов, но и неправительственных институтов защиты прав потребителей. Именно они являются главным защитником от засилья некачественных импортных товаров на отечественном рынке в условиях действующего моратория, – подчеркнул и.о. руководителя департамента.

800 миллионов тенге — в пользу потребителей

Для более эффективной интеграции деятельности общественных объединений в эту работу весной этого года при Министерстве торговли и интеграции РК был создан Ситуационный штаб. В его состав включены профильные госорганы, субъекты бизнеса и общественные объединения потребителей. В ходе совместной работы ими исследовано порядка 68 видов импортных товаров. По 19 из них были выявлены нарушения нормативов о безопасности пищевой продукции.

– В частности, речь идет о таких нарушениях, как несоответствие продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям, заявленным характеристикам и составу, а также требованиям по маркировке. В итоге были отменены 63 декларации о соответствии пищевой продукции и более 200 документов об оценке соответствия, – продолжил Ж. Асантаев. – Одновременно в рамках нашей основной работы с начала года на недобросовестных бизнесменов страны были наложены административные штрафы в размере 147 миллионов тенге. А в пользу потребителей взыскано более 800 млн тенге.

Что касается непосредственно нашей области, то за девять месяцев с начала года департаментом торговли и защиты прав потребителей было заведено 39 административных дел. Из них 25 – в ходе внеплановых проверок. Штрафов было наложено на 565 тысяч тенге.

Движение «Сапалы өнім»

– Обеспечение продовольственной безопасности на внутреннем рынке страны сегодня является одной из главных задач, поставленных Главой государства. Но ее достижение невозможно без активной позиции каждого гражданина, общественных институтов, СМИ и в целом неравнодушных потребителей, – считает спикер.

Чтобы это стало возможным, было запущено общественное движение «Сапалы өнім» и уже имеется базовый набор законодательных инструментов и механизмов. В частности, действующий закон о защите прав потребителей позволяет общественным объединениям изучать потребительские свойства товара, инициировать проведение экспертизы качества и безопасности товаров, проводить опросы населения, обращаться в госорганы, предъявлять иски в суд в интересах потребителей и распространять информацию о результатах исследований качества и безопасности продукции.

– Более того, сегодня общественники вправе применять фото-, аудио- и видеофиксацию всех действий, совершаемых при посещении мест реализации товара. Поэтому мы призываем потребителей и общественные институты громче заявлять о своих правах на качественную и безопасную продукцию. Это и станет ключевым, переломным моментом в построении цивилизованных рыночных отношений, – говорит Жанат Асантаев.

Напомним, в целях повышения эффективности защиты прав потребителей Министерством торговли и интеграции РК был разработан законопроект в новой редакции. В нем предлагается повысить функциональность государственных учреждений за счет введения должности омбудсмена, который будет координировать работу в сфере защиты прав потребителей.

Общественные объединения получат право осуществлять пробы товаров и приобретать услуги в рамках мониторинга внутреннего рынка. Открывается и путь к защите прав группы, собравшейся по конкретному вопросу. Все это поспособствует нахождению на рынке только качественных товаров и услуг.

Наталья ФОМИНА

Коллаж «ИК»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

У жителей Темиртау вызывает горечь и недоумение новая пристройка, скрывающая символичный арт-объект

Мурал в городе металлургов, ставший символом мужества и самоотверженности спасателей, оказался частично скрыт новой постройкой. На его месте – точка по продаже донеров и...

Карагандинцев и гостей города приглашают на концерт хоровой музыки

Карагандинский академический театр музыкальной комедии 4 мая на сцене Дворца культуры горняков представит зрителям концерт хоровой музыки – одного из самых древних и массовых...

В диалоге — сила

Во Дворце мира и согласия в Астане прошло расширенное заседание Совета Ассамблеи народа Казахстана, посвященное знаковому рубежу – 30-летию со дня основания этого...

«Таблетки» экономического роста: в регионе все активнее выпускают продукцию второго и третьего переделов

Обычно уголь используют как топливо для получения тепла. Но из этого твердого ископаемого можно также производить абсорбенты и даже удобрения. Эту инновационную технологию освоили...

На передовой – и в мирное время

Карагандинцы неоднократно проявляли мужество и отвагу, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны Многие не вернулись с поля боя. Те же, кто остался жив, приняли деятельное...