20 C
Алматы
Понедельник, 8 июля, 2024
No menu items!
ДомойНовостиКультураЖизнетворчество карагандинского художника Айбека Бегалина как феномен

Жизнетворчество карагандинского художника Айбека Бегалина как феномен

Не прошло и четырех месяцев с момента персональной выставки «Лос-Анджелес – Караганда», и мы вновь являемся зрителями очередной масштабной экспозиции известного казахстанского художника Айбека Бегалина. Здесь представлено пять грандиозных картин из цикла «Апокалипсис», начатых в 2003 году и завершенных в текущем.

Предан своему призванию

Восьмилетняя творческая командировка в солнечную Калифорнию оказалась очень плодотворной, сродни классическим поездкам именитых петербургских художников в Италию. Огромное влияние на А. Бегалина оказали и музейная практика, изучение шедевров старых мастеров в музейных комплексах Гетти, пинакотеке Хантингтона, музее Нортона Саймона, собрании картин Хаммера и других музеях Лос-Анджелеса.

Айбека Бегалина я знаю с 1989 года, когда он окончил Государственную художественную академию имени В. Сурикова в Москве. В 1994-м вышла моя первая статья о творчестве художника. И посетив в очередной раз его мастерскую, отметила, что он не изменяет себе и своему призванию.

В экспозиции – 145 работ, больших и малых, живописных и графических. На главной стене представлено пять огромных картин (180х120): «Атлантида», «Мегаполис», «Дирижабль», «Время», «Падение звезды». Художник философствует о прекрасной Атлантиде, о вечности и быстротечности Времени, о футуристических городах-мегаполисах. К философским работам относится и «Размышление»: Сиддхартха на фоне горных вершин. Мне показалось, что в рисунке и мощной пластике брахмана – микеланджеловское влияние. Сиддхартха – имя, данное при рождении Будде.

На мой вопрос, каково смысловое наполнение композиции «Венера», Айбек ответил, что хотел образ Венеры показать в современном прочтении, в стиле неомодерн. На витражном фоне – квадрат как знак авангарда, ассоциирующийся с «Черным квадратом» Казимира Малевича, сама Венера – символ классики. Ключевые слова для художника: классика, реализм, натура. Себя он олицетворяет с Антеем. Этот герой – сын Посейдона и богини Земли Геи. Славился он своей неуязвимостью, но был таковым только до тех пор, пока прикасался к матери-земле.

«Я все время учусь»

При этом художник подчеркивает, что черпает живые впечатления, фантазируя и воображая. Отсюда мотивы преодоления, земного тяготения, стремления вырваться в иные миры. Иллюстрацией этого может быть серия «Корабли». А сам мотив корабля проходит через все творчество Бегалина. Летающие корабли как символы полета, свободы, свободного парения Духа.

Айбек раскладывает в мастерской небольшие удивительные картины, объединенные в цикле «Still-life» («Тихая жизнь», натюрморты), где в традиционном жанре выражается нечто авангардное, ультрасовременное, инновационное, уникальное: орхидеи, лилии, розы, веточки сакуры… «Это мои чудесные дары природы в пространстве», – отмечает художник.

– Айбек, нельзя обойти вниманием твою «Романтическую серию» и в живописи, и в графике.

– Здесь звучит тема любви; влюбленные, кружащиеся в танце, мечтательные женские портреты: «Волшебница», «Юная леди», «Эшли», «Девушка в красном», «Звезда», «Мечты», «Крылатая волшебница». В экспозицию вошли и пейзажи – живописные портреты Караганды: «Аллея у Дворца горняков», «Федоровское водохранилище», а также китайские пейзажи и морские виды близ Лос-Анджелеса.

– В связи с чем так заметно изменился язык твоих живописных работ? Они стали ярче, контрастнее, пластически богаче. В целом стилистика работ все более прогрессирует.

– Я все время учусь, ведь искусство неисчерпаемо, и каждый этап жизни воспринимается мною как очередной этап обучения.

– Айбек, невозможно не спросить: какова твоя оценка искусства современных американских художников?

– Самое поразительное, что реализм не устаревает, я бы сказал, это главное направление, мейнстрим для американских художников. Американцы любят своих реалистов, таких как Норман Роквел. Постмодернизм – это пена, то, что «на слуху», на поверхности. Так что я довольно хорошего мнения о современном американском реалистическом искусстве. Особенно меня восхитило, что музеи и галереи собирают коллекции старых мастеров. Например, я любовался настоящим Рембрандтом, Гейнсборо…

– А что для тебя главное в искусстве?

– Для меня главное – передать в картинах мое восхищение миром, окружающим миром натуры и миром грез, пространством фантазии. Если зритель почувствует это, то я буду счастлив.

Приглашаем на персональную выставку Айбека Бегалина зрителя чувствующего и думающего.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения,

академик Академии художеств РК

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

С особым шармом

Астана для меня – это прежде всего столица нашей Родины, которая восхищает своей эстетикой и многообразием. Такая молодая, но уже невероятно красивая. Меня как...

Глава государства поздравил казахстанцев с Национальным днем домбры

Президент Касым-Жомарт Токаев опубликовал на своей странице в социальной сети поздравление с Национальным днем домбры. – Поздравляю с Национальным днем домбры! Этот праздник имеет большое...

Хобби национального масштаба

Собака породы тазы – настоящая гордость охотника: она вынослива, умна и верна. В 2000 году студент Карагандинского университета Казпотребсоюза Елдос Қәрімқожа, первый раз...

Десятилетний карагандинец хочет познакомить весь мир с родным городом и Казахстаном в целом

Совместно с посольством Платон Нечаев готовится презентовать свои книги в Париже во время проведения Олимпийских игр. На счету юного писателя уже три книги. «Огонь из...

Играть на домбре — целое искусство

Народное достояние, культурное наследие предков с многотысячной историей – так в Казахстане называют домбру. Этот национальный инструмент любят и почитают. И даже отвели...

В звуках — народная мудрость

В Карагандинском областном музее изобразительного искусства на арт-импровизации «Күмбірле қоңыр домбыра» («Звени, домбра!») педагогам и детям рассказали об истории и научили их рисовать...

Врачебная кузница: в медучреждениях Астаны успешно работают выпускники Карагандинского медицинского университета

Когда Астана из провинциального городка стала рекордными темпами превращаться в столицу, ее население выросло в сотни раз. Начали открываться государственные городские больницы, частные клиники,...