ДомойНовостиКультураЗагадки хана Кенесары

Загадки хана Кенесары

Исполняется 220 лет выдающемуся сыну казахского народа Кенесары Касымову — предводителю национально-освободительного восстания против российской колониальной политики в 1837-1847 годы. В истории казахского народа он останется как великий полководец, политик, дипломат, пытавшийся преодолеть межродовые противоречия и не пожалевший своей жизни ради объединения народа.

По пути деда своего

Как известно, свою философию, взгляды на мироздание и моральные ценности казахи выработали в длительной борьбе за территориальную целостность и государственную независимость. А отстаивавший эти ценности последний хан казахов Кенесары Касымов — олицетворение идеала героя, носителя духа свободы и чести (намыс).

Кто же он, хан Кенесары, — одна из самых загадочных и гигантских личностей истории Казахстана XIX столетия?

Кенесары родился в 1802 году на кокшетауской земле, в урочище Бурабай. Он был из ханского рода — родился в семье, почти столетие игравшей доминирующую роль в общественной жизни Среднего жуза. Активная политическая деятельность была традицией семьи, начиная с его деда и заканчивая братьями и сестрами. Образ деда, прославленного в песнях и легендах, был любим Кенесары: он гордился Абылаем (иногда пишется Аблай) и подчеркивал, что является продолжателем его дел и законным наследником. Кенесары открыто и прямо заявлял, что «будет ходить путем деда своего», что борется «за принадлежавшие его деду Абылаю земли». В своих воззваниях он напоминал, что при Абылае «казахи жили мирно и свободно». Имя хана Абылая было боевым кличем войск Кенесары.

Письменных свидетельств о детских годах Кенесары нет. Из народных песен он предстает как эпический герой, чудо-богатырь, воплощение народного духа и воинской доблести. С особой силой звучат эти мотивы в эпическом произведении «Кенесары-Наурызбай», известной поэме выдающегося поэта Магжана Жумабаева, а также в пьесе Мухтара Ауэзова «Хан Кене». В литературе имеется несколько подробных описаний внешности Кенесары-хана.

В традициях казахских ханов и султанов было воспитывать своих детей способными встретить суровые превратности судьбы. В этой связи с малых лет Кенесары учился верховой езде, упражнялся в стрельбе из лука, метании копья, владении саблей и мечом, то есть овладевал пятью видами боевого искусства. Такие качества, как смелость, находчивость и выносливость, вырабатывались в постоянно проводимых скачках, играх и охоте. Он с раннего детства проявлял большой интерес к военному делу, много слушал о древних и средневековых войнах, былых сражениях и великих полководцах.

Кстати, к ханским детям и внукам предъявлялись особые требования по части учебы. Считалось, что человек, претендующий на власть, кроме всего должен знать еще семь языков. Не только ради их изучения, но и для приобретения многих светских знаний в ханских семьях функционировала традиционная система обучения. Для обучения детей приглашались образованные учителя из Бухары, Ташкента. Известно, что, как и прочие дети ханского рода, Кенесары учился тюркской и арабской грамоте, иностранным языкам. Он умел читать и писать по-арабски, по-узбекски, по-татарски. Довольно сносно говорил по-русски.

Определяющее влияние на формирование Кенесары оказал его отец Касым, который был одним из младших сыновей Аблайхана. Как отмечается в одном из томов Казахской энциклопедии, Касым-султан, или Касым-торе, родился от дочери джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрена. Будучи знатным, богатым чингизидом (торе), имел несколько жен и многочисленное потомство. Его старшая жена Айкумис была матерью шестерых детей (Саржан, Есенгельды, Кошек, Агатай, Бопай и Кенесары). Батыр Наурызбай, младший брат Кенесары, родившийся от второй жены Касыма, также принимал активное участие в национально-освободительном движении.

Во главе всех беспокойных

Толчком к восстанию послужило введение «Устава о сибирских киргизах 1822 года». Согласно данному документу, коренным образом менялась структура управления степными районами, ликвидировалась ханская власть в Среднем и Младшем жузах, начались строительство укреплений (диваны) внутри степи и изъятие земель у кочевников, в целом усиление колониального гнета.

Касым-торе первым из числа султанов решительно выступил против колонизаторских действий царизма. В одном из царских документов того времени говорилось: «Во главе всех беспокойных стало семейство Касыма Аблайханова, которое по богатству, по родственным связям и по предприимчивости своей обладает огромным влиянием на умы киргизов и почитает происхождение свое от хана Аблая за законное право на верховную власть над всею Среднею Ордою».

Престарелый султан предъявил царскому правителю требования, которые отвечали жизненным интересам казахов, а именно: возвращение отнятых казахских земель, уничтожение построенных укреплений, прекращение налогового обложения и взимания всевозможных пошлин.

Против политики колонизации казахских земель выступил также султан Саржан, старший сын Касыма Абылайханова. Теснимый карательными отрядами, он со своими приверженцами перекочевал в пределы Кокандского ханства, надеясь заручиться поддержкой кокандского бека. Однако здесь в 1836 году Саржан был злодейски убит по указанию кокандского правителя.

После гибели старшего брата Саржана движение возглавил Кенесары. Восстание под его руководством было одним из самых грандиозных и продолжалось в течение десяти лет, последовательно охватив все три казахских жуза. Оно вовлекло в борьбу широкие народные массы — от простых шаруа-скотоводов до султанов. Все основные казахские роды, так или иначе, участвовали в восстании, хотя вступили в него не одновременно.

Кенесары не был националистом, как утверждала советская историческая наука. Документы и современники мятежного хана свидетельствуют о том, что с первых же дней восстания к Кенесары присоединились представители разных национальностей. Вместе с казахами на борьбу с общим врагом — царизмом — поднимались русские, каракалпаки, киргизы, башкиры, татары, узбеки, туркмены, скрывавшиеся в казахских степях от преследования властей. Так, беглый русский солдат Губин служил личным адъютантом у Наурызбая (брата Кенесары). Личным секретарем самого хана также был беглый русский. Беглые русские Бедашев и Макин служили у Кенесары предводителями отрядов. Доверенным помощником Кенесары Касымова был узбек Сайдак-ходжа Оспанов. А татарин Алим Ягудин был советником мятежного хана — членом военного совета. Восстание Кенесары — это часть национально-освободительного движения казахского народа против Российской империи, продолжение прежде всего восстаний его брата Саржана Касымова (1825-1836) и Жоламана Тленшиева (1837-1839).

Стремясь к реализации своих властных целей, Кенесары, как его отец Касым и брат Саржан, выражал стремление собственного народа к самостоятельности, территориально-государственному самоопределению. Вместе с тем Кенесары превзошел своего отца и старших братьев (Саржана и Есенгельды), сочетая в себя талант воина и государственного деятеля, стратега и полководца, став общенациональным вождем. На начальном этапе восстания Кенесары пытался решить проблемы, возникшие между Казахским ханством и Россией, дипломатическим путем. Сохранилось несколько писем хана к российским властям, в которых были изложены его основные требования. Письма были адресованы императору Николаю I, оренбургским генерал-губернаторам В.А. Перовскому,
В. Обручеву, сибирскому генерал-губернатору, князю П.Д. Горчакову. Так, в одном из писем генерал-губернатору Западной Сибири Кенесары Касымов писал: «Актау, Ортау, Казалык, Жаркаин, Обаган, Тобыл, Кусмурын, Токзак до Урала при нынешнем царе отобраны у нас и там построены укрепления. Теперь, с каждым днем захватывая наши земли, на них закладывают укрепления и этим доводят население до отчаяния. Это опасно не только для нашей будущности, но и для сегодняшнего существования».

Требования казахского султана о восстановлении территориальной целостности Казахстана, сохранении его самостоятельности были изложены и в его переписке, адресованной императору Николаю I. В своем письме в 1838 году Кенесары требовал уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ. В случае невыполнения этих требований мятежный султан оставлял за собой право продолжить войну: «Имею честь сим Вас известить, что желание мое есть то, чтоб двух владений народ пребывал в спокойной жизни, но ныне же Вы подозреваете меня, будто бы я подданных ваших людей присваиваю себе. Напротив того я говорю, что Вы на принадлежащих деду нашему хану Абылаю местах учредили диваны и с казахского населения берете пошлину. Следовательно, Вы нас притесняете, и мы тем остаемся недовольны, и с налогом жить нам в ведении Вашем никак невозможно. Например, каково было бы, если другое владение заведовало Россией, так-то и нас возьмите в соображение. Я, конечно, взял на свою сторону несколько баянаульского, каркаралинского и акмолинского своего народа, но еще есть мое намерение привлечь народ наш на мою сторону. Но полезнее было бы для общего блага казахского народа, если бы казахский народ остался в независимом своем состоянии, и тогда покойнее было и между нами, и вами.

Желая быть с Вами навсегда в дружественных отношениях, прошу Ваше сиятельство: 1) уничтожить Актауское укрепление, 2) уничтожить все прочие заведения в степи находящиеся, 3) уничтожить также и Акмолинский диван, 4) освободить содержащихся наших людей из-под стражи.

На все сие через посланных от меня людей прошу не оставить меня уведомлением».

Однако обращения Кенесары к царскому правительству оставались без ответа. Исчерпав дипломатические возможности урегулирования противоречий, он вынужден был начать военные действия. Его талант политика и полководца полно раскрылся во время подготовки и ведения войны против царизма.

(Продолжение в следующих номерах газеты)

Рашит КАРЕНОВ,

академик, почетный работник образования РК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные