Этот светлый праздник имеет большую историю, особый символизм, связанный с любовью к природе, свои традиции и обычаи, которые сегодня всем нам хорошо знакомы. Наурыз-көже, общие гулянья, юрты, в которых каждого встретят вкусной едой и улыбкой, катания на алтыбақан, соревнования по қазақ күресi – все это неизменно ассоциируется с праздником весны. Но так было не всегда.
Наурыз, как и многие другие праздники, которые считались религиозными, официально был отменен в 1926 году при советской власти и предавался забвению на протяжении долгих лет. Несмотря на это, казахский народ продолжал праздновать этот день в кругу родных и близких.
Возрождение произошло в 1988 году, но официальный статус праздника был принят 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы». В этом же году в номере «Индустриалки» за 23 марта появился материал журналиста В. Рачкова «Сәлем, Наурыз-91!» О первом за многие годы праздновании он написал так: «У юрты, которую представила школа № 12, я встретил молодых преподавателей казахского языка в начальных классах Б. Тойжанову и Т. Абеуову и попросил их быть гидами.
– Это тұскиіз – ковер, а на полу постелена дорожка – сырмақ, – рассказывает Бахыт.
– Достали мы, – продолжает Толкан, – и деревянную посуду для кумыса – тостаған, и люльку – бесiк.
Оказывается, девушки первый раз встречали Наурыз у себя в школе, а сегодня пришли в ДК. Больше о незаслуженно забытом на многие годы празднике ничего не могли сказать. Нет, не их вина, что в порыве атеистического угара из всех нас сознательно выкорчевывали многовековые народные традиции».
Сложно не уловить всю горечь, скрытую в этих строках, но, несмотря на все невзгоды, народу Казахстана удалось возобновить утраченные духовные ценности и наследие предков, а празднования из года в год становились все более обширными и масштабными.
Так, к примеру, на следующий год в городе Темиртау во Дворце культуры и техники металлургов праздник начался зрелищным представлением «Наурызға сәлем». Продолжилась программа весеннего праздника айтысами акынов, викториной, разнообразными конкурсами и аукционом. Уже тогда появилась традиционная уличная торговля, которая часто сопровождает гулянья.
А вот из афиши, опубликованной в нашей газете в 1994 году, становится понятно, что пиры в честь весеннего обновления были привычным делом не только в областном центре, но и в районах области. Грандиозные ярмарки, концертные программы, конкурсы национальных блюд, обрядов, песен и игр, белые юрты, в которых всем хватало Наурыз-көже, ковры, постеленные рядом с ними, где юноши могли испытать свои силы в борьбе, были организованы в Каркаралинском, Нуринском, а также в бывших Тельманском, Ульяновском и Мичуринском районах.
Священный праздник бок о бок идет с благотворительностью, в дни гуляний собираются средства для нуждающихся, вручаются ключи от квартир, проводится огромное количество благотворительных акций. В 1995 году во время празднования в городе Абае организаторы провели аукцион книг о жизни и творческом пути великого акына Абая Кунанбаева, а вырученные средства ушли на открытие его музея.
Можно сказать, что отличись и шествия 1996-го и 1998 года, однако по не совсем приятной причине – погодным условиям. Для жителей региона не секрет, что погода в Карагандинской области временами бывает очень капризной – резко континентальный климат нередко меняет местами сезоны года, подсовывая вместо осени весну, а весной не отпускает зиму. Шторм, переменная облачность, осадки в виде дождя и снега, гололед в 1996 году и резкое снижение температуры до минус 10 градусов в 1998-м не смогли помешать народу праздновать – запланированное шествие состоялось, а гости возвратились домой сытыми и довольными.
В 1999 году 22 марта был официально объявлен праздничным днем. С этого момента народные гулянья стали еще масштабнее.
Шахтерская столица в 2004 году наполнилась тысячами карагандинцев. По всему проспекту Бухар-жырау выросла необыкновенная колонна нарядных юрт, всего их в тот день было 54.
Такой же грандиозный праздник был и два года спустя. Власти города не могли оставить без внимания целых три важных даты, которые переплелись в этот день, – Наурыз мейрамы, 15-летие Независимости Республики Казахстан, а также 70-летний юбилей Карагандинской области. Шествие «Керуен көктем» взяло старт на площади Гагарина, прошло по нынешней улице Абая, далее повторило свой привычный маршрут по проспекту Бухар-жырау до ТД «Абзал», а возглавляли этот парад всадники на конях. Гостей развлекал оркестр, а добавляли празднику атмосферности Алдар Көсе, Тазша бала и ростовые куклы-зазывалы. Большое торжество посетили и великий Абылай-хан с тремя казахскими биями. Не обошлось без символа празднества – юрт. В конкурсе на лучшую из них победителем стал Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза.
Составляя длинный список праздничных гуляний, было бы непростительно забыть легендарное празднование в 2011 году, которое надолго осталось в памяти у жителей Караганды.
«Городской праздник начался с шествия. Первыми вступили на проспект Бухар-жырау десять лошадей под опытными всадниками из конно-спортивной школы, следом прошли три колонны курсантов Военной школы-интерната имени Талгата Бигельдинова – барабаны древних воителей, трубы глашатаев возвещали весну. Восемь быков с раззолоченными рогами весело ступали по асфальту на человеческих ногах – отличные костюмы! На пятиметровой высоте расцвел красный цветок, а в нем сидела Девушка-Весна, Кызыр-ата благословлял толпу из следующей богато убранной машины. И вновь колонны – девчонки в костюмах символа нашей Азиады – Ирби, юноши и девушки в длинных одеждах весенних цветов, жасотановцы с флагами. Замыкала шествие еще одна машина с огромным кроликом – символом этого года, в его свиту вошли все представители восточного календаря», – пишет Ольга Моос в номере «Индустриальной Караганды» за 24 марта 2011 года. Легко представить восторг людей и атмосферу праздничного настроения, царящего в тот знаменательный день.
В 2017 году празднество перенесли на территорию городского центрального парка культуры и отдыха. В теплый весенний день жителей радушно встречали 55 юрт. Среди них и экскурсионные, а именно юрты областного историко-краеведческого музея. Они были наполнены экспонатами национальной тематики, а гостей у дверей ожидал экскурсовод. Кроме того, молодежным ресурсным центром была организована необычная выставка – горожане при помощи смартфона с QR-кодом могли освежить свои знания о традициях и обычаях казахского народа, связанных с Наурыз мейрамы.
В последний раз перед пандемией коронавирусной инфекции народные гулянья прошли в 2019 году. Центральный парк на этот раз собрал около 10 тысяч жителей и гостей города. В честь праздника рядом с набережной установили 30 юрт и 20 торговых палаток, но молодых людей по большей части привлекали качели-алтыбақан.
Последующие годы массовые мероприятия были отменены из-за бушующего вируса и большого риска заражения, но все же на территории Карагандинского региона работали выставки и экспозиции, касающиеся праздника. Многие мероприятия проводились в онлайн-формате. Кроме того, казахстанцы продолжали собираться за праздничным дастарханом в тесном кругу семьи, ведь в первую очередь Наурыз – это семейное торжество весны, тепла и начала нового цикла.
Сымбат АКИМХАНОВА