Можно ли назвать честолюбивые планы родителей относительно своих дочерей и сыновей, когда речь идет об устройстве собственной карьеры, конфликтом поколений? С большой натяжкой, ведь в таких случаях и речи быть не может о счастье тех, кому они подарили жизнь. Об этом рассказывает драма «Жетім тағдыр» — новая постановка Областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина.
Вопреки обыкновению первыми спектакль увидели не карагандинцы, а участники и зрители республиканского фестиваля, посвященного 70-летию заслуженного деятеля Казахстана Жабала Ергалиева.
На театральном конкурсе, который проходил в Кокшетау в начале ноября, свои постановки по лучшим произведениям известного журналиста, публициста, писателя-драматурга, общественного деятеля представили Казахский национальный драматический театр им. М. Ауэзова, Мангистауский областной казахский музыкально-драматический театр им. Н. Жантурина, Акмолинский областной казахский музыкально-драматический театр им. Ш. Хусаинова.
Кстати, домой карагандинская труппа приехала с наградой — она была отмечена в номинации «Успешный актерский коллектив».
Режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Айдын Салбанов — взял за основу одноименный рассказ из сборника «Құлпытастың көз жасы». Главные герои — молодой ученый Сабит (Нурым Альжаппаров) и Жазира (Анель Сагындыкова), которым родители девушки не позволяют быть вместе.
— Причина — социальное неравенство. Сабит — воспитанник детского дома. Но это не означает, что у него нет будущего, жизненных перспектив. Они оба учились за рубежом, он аспирант, работает в институте, — объяснил А. Салбанов.
Отец девушки Мухит Абзалулы — влиятельный человек. В инсценировке сейфуллинцев ему недостаточно власти, сосредоточенной в его руках. И ради личных карьерных целей решает выдать Жазиру замуж за сына еще более высокопоставленного чиновника, закрыв глаза на преступное прошлое будущего зятя.
Не разменная монета
Очень аллегорично режиссер-постановщик показал, что дети в руках власть предержащих — не более чем разменная монета. Это сцена свадьбы, в которой гости участвуют в конкурсе, где единственным реквизитом выступает яблоко, а в качестве главного приза определено место на троне. В нашем случае яблоко символизирует плоды жизни, то есть тех самых детей.
В конечном итоге Сабита насильно помещают в психиатрическую лечебницу, а его возлюбленная превращается в тень, и здесь уже зрителю решать, какая судьба постигла ее в дальнейшем.
— По пьесе они убегают и оседают в ауле, где их приютили незнакомые старики. Драматург, на мой взгляд, хотел сказать, что настоящая жизнь возможна только в селе. Но я не согласился с такой концовкой и сократил произведение. Я же задаюсь вопросом, кто здесь сошел с ума — Сабит и Жазира или родители? Надеюсь, мне удалось донести эту идею до зрителя, — поделился Айдын Салбанов.
В этом спектакле — минимум декораций. Они ни к чему, когда речь идет о такой серьезной проблеме современного общества, как духовный каннибализм, обретение опыта, познание цены жизни и смерти, о жадности, пропасти между бедными и богатыми, которые тоже плачут в своих золотых чертогах. Поднятые здесь темы — вечные, прошедшие, что называется, проверку временем, и каждая из них заставляет думать.
Мадина ОСПАНОВА