Выдающийся советский и азербайджанский композитор Фикрет Амиров говорил: «Я всегда мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара, ведь по музыке народа судят о нем самом. И если частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив».
Его чаяниям суждено было сбыться – с многогранным творчеством автора познакомились жители шахтерской столицы. А Карагандинский академический симфонический оркестр им. Е. Рахмадиева в очередной раз продемонстрировал высший пилотаж: в сжатые сроки музыканты и главный дирижер РК Петр Грибанов подготовили программу, посвященную его 100-летию. Солировал с оркестром оперный певец Ильхам Назаров.
Концерт приурочен к празднованию Дня благодарности. Организаторы – Концертное объединение им. К. Байжанова и Международная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ. Как объяснил ее генеральный секретарь и наш земляк Дюсен Касеинов, постоянный Совет министров культуры тюркских государств (Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Турция, Туркменистан, Узбекистан) решил объявить 2022-й Годом Фикрета Мешади Джамиль оглы Амирова:
– Естественно, в течение года мы будем проводить мероприятия, посвященные памяти выдающегося советского и азербайджанского композитора. И поскольку в Караганде есть оркестр, который соответствует тем стандартам, которые позволяют на высшем уровне исполнить его произведения, я обратился с соответствующей просьбой к коллективу и руководству Концертного объединения.
Караганда в череде этих мероприятий стала первым городом в Казахстане. Так, 12 февраля, рассказал генеральный секретарь ТЮРКСОЙ, эта программа была представлена на сцене Днепровской государственной филармонии (Украина). 21 марта запланирован концерт в столице Боснии и Герцеговины – городе Сараево.
Фикрет Амиров (1922-1984) – музыкальный педагог, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии второй степени и Государственной премии СССР, автор книги «В мире музыки».
Рассказывая об этом вечере, хотелось бы сказать большое спасибо ведущей концерта Людмиле Гольской, которая выступила гидом по творчеству Ф. Амирова.
– Те, кто хоть раз слышал его музыку, понимают, что она обладает огромной притягательной силой и обаянием. В ней есть нечто очень важное. Этот композитор оставил огромное наследие, широкое и многогранное. Он писал во многих жанрах – это симфония, опера, балет, музыка к спектаклям и кинофильмам. Самое главное, что практически все его творчество тесно соприкасается с азербайджанской народной музыкой. Наверное, не зря Дмитрий Шостакович писал, что богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров. Мелодия – душа его творчества.
Кроме того, он занимался общественной деятельностью – был секретарем правления Союза композиторов СССР и Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии, директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ахундова.
Открыл концертную программу известный праздничный кюй Еркегали Рахмадиева «Дайрабай». И здесь Людмила Викторовна нашла много общего между двумя композиторами:
– Так же, как Еркегали Рахмадиев является создателем такого нового жанра, как симфонический кюй, Фикрет Амиров создал симфонический мугам.
Его произведение «Гулистан-Баяты-Шираз» буквально заворожило зрителей. Звон горного ручья, шелест листвы, цокот копыт маленького ослика, шорох крыльев райских птиц – эти образы возникали в мыслях, стоило на секунду закрыть глаза. Вот, кажется, ты видишь стройную чернобровую красавицу, которая не спеша идет с кувшином, наполненным хрустальной горной водой. И вдруг она ускорила шаги, испугавшись какого-то звука. Но нет – кругом все спокойно, девичье сердце уже успокоилось, и она неспешно продолжает путь.
Также поразительно звучало «Азербайджанское каприччио». А изюминкой программы стали песня слепого араба к постановке пьесы Гусейна Джавида «Шейх Санан» и «Азербайджан Еллярi» в исполнении оперного певца Ильхама Назарова. Заслуженный артист Азербайджана, первый азербайджанский контртенор, доктор философии по искусствоведению, старший преподаватель Бакинской музыкальной академии И. Назаров как баритон в 2010 году поступил в известную итальянскую Accademia D’arte Lyrica Osimo, где учился в классе всемирно известного Винченцо де Виво.
С ТЮРКСОЙ его связывают многолетнее сотрудничество и давняя дружба.
– Он участвовал во многих наших проектах. В Азербайджане очень много исполнителей, но он обладает уникальным голосом. А еще мы приглашаем тех, кто искренне любит Казахстан, – подчеркнул Дюсен Касеинов.
В Караганде Ильхам выступает уже в третий раз.
– Я очень люблю ваш город и своих друзей-казахов. Сегодня встретился с Батыржаном Смаковым, с которым вместе учились в Италии. Он родился в Караганде и является единственным в Казахстане контртенором. Приятно было работать с оркестром и дирижером. Они за короткое время проделали колоссальную работу. У них потрясающая аура, и сразу же возникает чувство, что ты попадаешь в свою семью. Хочу сказать – где играют с душой, там прекрасно, – поделился он.
По окончании концерта Дюсен Касеинов вручил Петру Грибанову и Ильхаму Назарову медали Международной организации тюркской культуры, учрежденные в честь 880-летия со дня рождения Низами Гянджеви. Руководитель Концертного объединения им. К. Байжанова Талгат Идрисов и председатель азербайджанского этнокультурного объединения «Намус» Гулага Рзаев получили памятные тарелки ТЮРКСОЙ, посвященные Ф. Амирову.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО