Учителю нации

Нынешний год ознаменован юбилеем одной из ключевых фигур в истории казахского народа — Ахмета Байтурсынова. При этом совсем не удивительно, что его 150-летие празднуется в формате ЮНЕСКО, ведь заслуживший звание «Учитель нации», Ахмет Байтурсынов внес вклад в наследие народа в самых разных сферах: он был государственным деятелем и истинным патриотом своей страны, ученым-лингвистом, поэтом и публицистом, просветителем, реформатором, а также членом партии «Алаш».

На республиканской конференции «Ахмет Байтұрсынұлы — ұлт ұстазы», которая была проведена в онлайн-формате в Карагандинской областной юношеской библиотеке им. Ж. Бектурова, обсудили жизнь и труды Байтурсынова, его вклад в науку языкознания и педагогическую деятельность.

Так, профессор кафедры казахского языка филологического факультета КарУ им. Е.А. Букетова Шапагат Жалмаханов рассказал студентам колледжей, которые стали участниками встречи, о значении идеи «Алаш», ведь всем известно, что роль этого движения стала судьбоносной в жизни общественного деятеля.

— «Алаш» — слово, которое имело священное значение для казахского народа в начале XX века, использовалось в нашей истории в нескольких смыслах. Поэт и батыр Жиенбет жырау писал: «Алашыма ұран салармын», то есть так бросался клич. Также в XIV веке слово «Алаш» было боевым кличем для родов Младшего жуза, — рассказывает профессор. — По сведениям Мухаммеджана Тынышбаева, аргыны пользовались выражением «Алашым ба едің?» в значении «Враг ли мне ты?» Также в народе есть пословица «Атамыз — Алаш, керегеміз — ағаш», что свидетельствует о том, что так называли наших предков.

Однако самое распространенное использование слова «Алаш» было при Тауке хане: когда он объединил под собой шесть знамен, три казахских жуза, киргизов, каракалпаков и катаганов, тогда и начали называть «Алты Алаш», а цифра «алты» переводится как «шесть». В начале XX века это слово стало символом надежд и целей казахских политических деятелей. Именно им названы само движение «Алаш», партия, автономия, целый город и правительство Алаш-Орды.

Гость из Костаная, профессор Костанайского регионального университета имени А. Байтурсынова Алмасбек Абсадыков поделился интересными сведениями о годах обучения Ахмета Байтурсынова и его педагогической деятельности в сельских школах.

— Народный учитель обучился грамоте в 1882-1884 годах у случайного сельского учителя. В те времена богатые и влиятельные люди по возможности открывали небольшие школы и медресе, где дети зачастую обучались арабской письменности. Централизованной системы образования не было, каждый педагог обучал детей тому, что знал сам. Существует теория, что самое первое образование Байтурсынова, полученное в эти годы, толкнуло его на преобразование арабского алфавита для использования в казахском языке, — поделился ахметовед.

А в 1886-1991 годах общественный деятель учился в двухклассном русско-казахском училище в Тургайском уезде. Эта школа была открыта Ибраем Алтынсариным в 1864 году. То, как именно Ахмет Байтурсынов сумел попасть в эту школу, является одной из больших загадок для ученых, которые исследуют его жизнь. Дело в том, что по уставу учебного заведения в ней могли обучаться только дети граждан, которые внесли вклад в общественную жизнь, в то время как 1885 год ознаменовался для семьи Ахмета большим горем — его отец Байтурсын разбил голову уездному начальнику Якову Яковлеву и был сослан в Сибирь. Однако, несмотря на это, Ахмет смог получить образование в училище.

— Могут быть две причины: в школе на 25 мест все еще оставались свободные вакансии, а по второй версии, Яков Петрович, который, судя по разным записям и свидетельствам, сохранившимся с тех годов, был хорошим человеком с добрым сердцем, любил казахский народ и ценил культуру. Этому также свидетельствует тот факт, что Ибрай Алтынсарин дал имя Яковлева школе рукоделия для девушек. Таким образом, уездный начальник мог решить, что сын не должен отвечать за грехи отца, и позволил ему получить образование, когда старший брат Ахмета — Ергазы — привел его в школу, — добавил А. Абсадыков.

После этого в 1891-1895 годах Ахмет Байтурсынов учился в Оренбургской средней школе для учителей, а свою педагогическую деятельность начал в Мендикаринской волости. С тех самых пор 15 лет своей жизни он посвятил просвещению детей в сельской местности.

Заведующая отделом Ресурсного языкового центра Жупар Жаканова поделилась особенностями байтурсыновского «Нового правописания», которое состояло из 24 букв. Студенты колледжей также смогли ознакомиться с музеем Ахмета, расположенным в школе-гимназии № 139 имени А. Байтурсынова в городе Алматы, а библиотекарь Жанат Шпанова приготовила доклад о патриотизме великой личности.

Сымбат АКИМХАНОВА

Похожие статьи

Лента новостей