Среди имен карлаговских профессоров отметим историка Виктора Александровича Романовского. Он из дворянского рода. Родился на Украине в городе Глухове. В 1909 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Но проучился всего год. Перевелся на исторический факультет. За сочинение по истории освоения украинских земель получил золотую медаль. После завершения учебы в 1914 году остался в Киевском университете. С 1918 года – доцент, профессор Археологического института в Киеве. С 1921-го по 1931 год – директор Центрального архива древних актов.
Арестовывался в 1923, 1930 и 1935 годах. Осужден на 5 лет и до 1940 года отбывал срок в Карагандинском лагере. Среди заключенных научной прослойки имел авторитет эрудита, знатока истории, литературы. Знал латынь, польский и немецкий языки. Был замечен начальником лагеря, который обязал профессора стать репетитором его дочери, готовящейся к поступлению в институт. Такой вот очередной карлаговский миф, тем более что В.А. Романовский в лагере работал санитаром в больнице как бывший студент медицинского факультета.
С августа 1940 года В.А. Романовский уже в Караганде. Принят в Учительский институт на кафедру истории, которую возглавлял с 1941-го по 1946 год. Кроме того, он завуч на педагогических курсах учителей средней школы. Читает лекции по теме «История древнего мира и средних веков» для очников и заочников.
Перед войной в Караганду приезжает его супруга Елена Павловна Карпинская. Она доставляет архивные выписки, книги и личный архив мужа. Виктор Александрович садится за научную проработку своих исследований по истории государственного хозяйственного управления на Украине в XVII веке. Кандидатскую защищает в 1943-м.
В 1947 году профессор добивается снятия судимости, и Романовские покидают Караганду. Выбрали Ставрополь, где в местном педагогическом институте Виктор Александрович стал доктором наук и проработал 25 лет. После кончины его документы были переданы в Государственный архив Ставропольского края (фонд 6007, 643 ед. хранения). Судя по описи, сборы профессора богаты карагандинскими документами, справками из Карлага (дело 492), удостоверениями, публикациями из «Социалистической Караганды», фотографиями преподавателей и студентов Учительского института (дело 575).
Несколько строк надо уделить Учительскому институту, первому высшему учебному заведению Караганды. Он открыт 9 мая 1938 года на основании решения СНК Казахской ССР для подготовки специалистов народного образования со сроком обучения 2 года. Вначале было всего 5 кафедр и два факультета: исторический, казахского языка и литературы, русского языка и литературы. Набор первого года обучения – 117 человек, в том числе 31 казах. Первый директор Р.Р. Репалова.
Нужных преподавателей для будущих учителей не хватало. Шефство над молодым ростком знаний принял Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Отсюда в Караганду пришла библиотека из 7 тысяч томов. Направили и группу молодых выпускников. Это были С.Ф. Мамиконян, ее супруг А.П. Спасибенко, молодожены Н.М. и К.И. Меделец. Помогли и алмаатинцы. Прислали Абишева, Байтасова, Айтбая Нарешева, Табышеву С.И. Но все равно квалифицированных и опытных лекторов не хватало. Поэтому освободившихся из Долинки ученых нужного профиля охотно принимали на работу.
В те далекие времена преподаватели разных наук особо находились под контролем партийных органов. Характеристики на них под грифом «секретно» поступали в отдел школ и вузов Карагандинского обкома партии, которым руководила М.М. Гришина. В этих списках постоянно фигурировал бывший карлаговец В.А. Романовский. Ключевые посты, как и он, занимали административно высланные немцы: И.Л. Рах из Баку, Э.И. Реттер из Москвы, Я.Ф. Вертер-Ретц из Днепропетровска, Т.Я. Крамм из Ленинграда и доцент, математик из Сталинграда Д.Ф. Верхоломов. Въедливые кадровики института выяснили, что заместитель директора по научно-учебной части В.П. Усик скрыл свое происхождение из семьи кулака. Впоследствии профессор Владимир Павлович Усик, 1914 г.р., стал проректором КарГУ, прославился как автор серьезных учебных пособий для студентов физико-математического факультета.
Историки Учительского института регулярно печатались на протяжении всех военных лет. Наиболее успешным выглядит посланец Герценского института Константин Иосифович Меделец (1912-1978). К примеру, в 1945 году он подготовил для «Социалистической Караганды» статьи: «Приговор Истории» – 17 февраля, «Красная Армия в Отечественной войне» – 20 февраля, «Война на Тихом океане» – 13 апреля, «Чесма» – 18 июля, «Парламентские выборы в Англии» – 8 августа и другие. Аспирант-заочник. В 1950 году в Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию. Известен как медиевист, специалист по истории Европейского Средневековья.
Константин Иосифович Меделец вел себя в Караганде крайне осторожно. Его отец, житель Иркутска, крестьянин-середняк Иосиф Романович, 1887 г.р., осужден по статье КРО (58-11) и 19 апреля 1938 года расстрелян. Имущество конфисковано. Вероятно, поэтому ряд своих газетных статей К.И. Меделец в 1940-1952 годы публиковал под псевдонимом К. Осипов.
В 1953 году я учился в 8 классе прославленной школы № 3 г. Караганды. Классным руководителем был фронтовик, майор в отставке Иван Алексеевич Колыванов (1909-1984). Впоследствии почетный гражданин г. Караганды (1971). В августе 1941 года он, студент исторического факультета Учительского института, добровольно ушел на фронт. После войны Иван Алексеевич завершил обучение и был принят в число преподавателей кафедры, которой руководил В.А. Романовский. Патриотическим порывом И.А. Колыванова сохранены имена юных фронтовиков института, ставших героями той Великой Победы.
Юрий ПОПОВ,
краевед