ДомойНовостиКультураКогда не нужны диалоги

Когда не нужны диалоги

От сотворения до хаоса — один час

Рассказать об устройстве мира и связи человека с природой можно не только словами, но и действием. Движения и соответствующее музыкальное сопровождение — ставка, на которую сделал упор режиссер-постановщик «Текебұрқақ».

Карагандинский областной академический казахский драматический театр им. С. Сейфуллина в очередной раз удивил своего зрителя. Новая постановка художественного руководителя Айдына Салбанова, премьера которой состоялась девятого июня, стала настоящим откровением. За основу он взял небольшой рассказ из сборника «Бойтұмар» заслуженного деятеля культуры КазССР, народного писателя Казахстана Шерхана Муртазы (1932-2018 гг.).

— Жанр спектакля — пластическая морфоза, в которой присутствует и драматический момент, и трагический. Не в плане человеческих смертей, а смертей душ. Начиная работать, я думал, что это будет саунд-драма или просто пластический спектакль. Однако когда рождается ребенок, понимаешь, кто он, — объяснил Айдын Салбанов.

Здесь практически нет слов — режиссер-постановщик использовал для своего детища лишь один диалог и монолог из рассказа. На протяжении всего спектакля на сцене то по отдельности, то слаженно звучат более 10 казахских народных инструментов: кобыз, шанкобыз, домбра, жетыген, сазсырнай, шертер и другие. И глюкофон с его необычным звуком. При этом оркестр состоит всего из четырех человек. В их числе мульти-инструменталист из Семея Серикжан Айткалиев. Он же является автором музыки — оригинального этно-фолка, которая была сочинена уже после того, как родилось действие. В его произведении нет определенного ритма и последовательности — все зависит от момента.

Над пластикой работали алматинский хореограф Жалымбек Ахан и артистка народного хореографического ансамбля «Аққу» Концертного объединения им. К. Байжанова Перизат Абдрахман. Результат их работы описать невозможно. Главное, они воплотили в жизнь идею режиссера-постановщика.

Нельзя не сказать о сценографии. В этом случае центр вселенной — большой казан, который у тюркских народов служил образом семьи, очага, дома. В нем растет Древо жизни — связующее звено между космосом и землей. По сути же, они и есть главные герои «Текебұрқақ».

Итак, действие, музыка, символы. Из материала об обыденном дне из жизни людей и животных (волки, медведь, горные козлы, шакалы) родилась история о мире. Основные персонажи — однорукий человек по имени Нәпіл (Мадияр Койшигарин) и волк без одной ноги Абадан. Их пытаются противопоставить друг другу, но они не враги, а единое целое. В этом нет никакого подтекста — наши предки издревле почитали волка.

Начинается спектакль с момента создания Земли и четырех стихий (они же — Восток, Запад, Север, Юг). Из хаоса (то, что ученые называют «первичным бульоном») зарождается жизнь. На первых порах все равны, но постепенно каждый вид занимает свою нишу: волкам не по пути с шакалами и медведем, козы для них лишь пища. Однако и стае серых хищников приходится отступить перед людьми, в руках которых — огонь, образ разума и превосходства над природой. На самом деле это превосходство — мнимое. В этой истории мир губят легкомысленные козы. Как известно, эти парнокопытные уничтожают все зеленое. Всему виной — начало периода гона: молодой козел в борьбе за преобладание избавляется от старого, но, будучи не в силах справиться со своим стадом, сам становится жертвой хищников. Бросившие его подруги добираются-таки до Древа жизни, тем самым породив вселенский хаос. И теперь уже шакалы не боятся волков, а люди утрачивают моральные устои и принципы. Они стреляют и друг в друга, и в животных, которых в прежние времена называли священными. И только Нәпіл и Абадан пытаются остановить неминуемое разрушение.

А еще эта история о нашем обществе со всеми его недостатками и пороками. Не случайно режиссер-постановщик сопоставил человеческий и животный миры. Всегда найдется кто-то, способный своей легкомысленностью, поверхностным отношением к жизни накликать беду. И подлые души, сила которых в слабости тех, кто споткнулся. В этом и заключается философия пластической морфозы Айдына Салбанова: потеря человеком связи с природой и историей нарушает баланс мирового устройства.

— Почему я выбрал именно это произведение? Мне очень понравился материал. Мы давно перестали ходить босиком. Весь день проводим в своих машинах, офисах, расположенных в многоэтажных зданиях, живем в таких же квартирах. Люди не живут, а существуют в погоне за материальными благами. Наверное, это и есть начало конца света, — объяснил он свою идею.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

 Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные