Home Новости Культура Карагандинский живописец получил широкую известность за рубежом

Карагандинский живописец получил широкую известность за рубежом

Мадихан Калмаханов уже несколько лет является одним из постоянных художников галереи ARS PRO DONO в Берлине. А первого октября в столице Германии открылась его персональная выставка, которая продлится до конца осени. Посвященная 30-летию Независимости РК, она объединяет работы автора за последние 5 лет и дополнена скульптурами заслуженного художника Республики Тува Юрия Ооржака. По материалам экспозиции выпущен красочный буклет.

 

Мастер кисти родился в семье художника Сейтмахана Калмаханова и относится к известной династии, где «с детства держали карандаш».

Выпускник престижного факультета станковой живописи Казахской государственной художественной академии им. Т. Жургенова, он в 25 лет стал членом Союза художников Казахстана. Его работы находятся в частных коллекциях США, Германии, Турции, Кипра и других стран дальнего зарубежья. Сегодня о нем с уверенностью можно сказать, что это подлинно национальный художник нового поколения, верный традициям мастеров казахстанской школы С. Мамбеева, А. Сыдыханова, С. Айтбаева, А. Аканаева.

Творческая деятельность М. Калмаханова сопряжена с педагогической: он – магистр педагогических наук, старший преподаватель живописи и рисунка на кафедре изобразительного искусства и дизайна КарУ им. Е.А. Букетова.

 

 

Берлинский вернисаж называется «Осенний поцелуй» – по названию одной из работ. Всего же на выставке представлено 30 картин маслом на холсте, что позволило приурочить ее к знаменательной дате в истории независимого Казахстана.

Размеры разноформатные, тематика свободная, независимая. Здесь есть натюрморты («Восточная ночь», «В лучах солнца»), пейзажи («В родной степи»), населенные степными тулпарами («Айғыр. Жеребец»), символические и мифологические сюжеты, преобразованные в некую историко-эпическую и образно-поэтическую картинную плоскость.

Метафора и символика – неотъемлемые качества современной живописи. Философичен и иносказателен натюрморт «В лучах солнца». В пространстве юрты на фоне орнаментированных, вышитых ковров рассыпаны гранаты – символ плодородия, семьи и единства: много маленьких зернышек, находящихся в одной оболочке, составляют единое целое. Охранниками сна юной девушки выступают два молодых леопарда как знаки женского божества плодородия («Охранники снов»).

Обращает внимание образ Барса – один из современных символов Казахстана. Этот царственный зверь олицетворяет силу и независимость. Он обходит свои владения – Великую степь – как пространства национальной истории («Обход владений»). Кентавр представлен как символ мудрости и единения с природой: «Кентавр, поэт-созерцатель степной культуры», «Кентавр, композитор-исполнитель (Вдохновение)».

– Степь и ее жители – главная тема казахстанского художника Мадихана Калмаханова. Люди, кони и собаки принадлежат здесь друг другу, связаны судьбоносно. В трех новых картинах, посвященных мифическому происхождению степных жителей, лошадь и всадник слились в кентавров, занимающихся музыкой и искусством поэзии. Совсем недавно появились и изображения женских лиц – они производят на зрителей сильное впечатление. Интересны фольклорные натюрморты, такие как «Восточная ночь», а также две сюрреалистические картины на тему воды, – отмечает арт-журналист Руди Штрезе.

Специфичны творческий метод художника, его техника, цветопластика. Он не скрупулезен в отношении рисунка – основную смысловую нагрузку несет цвет, передающий атмосферу картины, ее «ауру». Разнообразие палитры выражает мировосприятие художника, талантливого, самобытного и многообещающего.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения КарУ им. Е.А. Букетова 

 

Exit mobile version