ДомойНовостиКультураКак оружие элитных воинов Османской империи оказалось в городском парке Караганды

Как оружие элитных воинов Османской империи оказалось в городском парке Караганды

Сакский акинак, сабля гунно-сарматского времени, янычарский ятаган и не только хранятся в фондах Областного историко-краеведческого музея. Всех желающих приглашают ознакомиться с уникальной коллекцией.

Выставка проходит в рамках проекта «Парад экспонатов», который открывает череду мероприятий, посвященных 90-летию музея. Его цель — ознакомление с богатым культурным наследием Сарыарки, формирование у молодого поколения уважения к духовному наследию и сокровищам истории.

В течение года экспозиция будет ежемесячно обновляться — здесь будут представлены раритетные экспонаты по разным тематическим коллекциям. В марте представят предметы быта казахского народа. Апрель определен как месяц космоса. В мае главной темой станет Великая Отечественная война. Июнь посвящен Международному дню защиты детей. В июле, когда Казахстан отмечает День домбры, посетителям расскажут о музыкальных инструментах. Кроме того, в тематический план включена демонстрация археологических артефактов, найденных на территории нашей области, редких книг, личных предметов долгожительницы Сахан Досовой, нумизматического материла и экспонатов, поступивших в фонды в рамках акции «Дар любимому музею». Примечательно, что экспонаты можно не только разглядывать, но и брать в руки и фотографироваться с ними.

Интерес, проявленный к первому этапу проекта, показал, что карагандинская публика всерьез интересуется прошлым.

— На уроках по истории Казахстана на картинках в учебнике мы рассматривали то, что сейчас я вижу вживую. Ощущения поразительные! Каждый экспонат словно до сих пор хранит в себе энергетику воинов, которым принадлежало оружие. Это настоящая история. Здесь мы видим, как в течение веков менялась технология изготовления. Больше всего мне понравился акинак — на мой взгляд, это настоящее произведение искусства, — поделилась ученица девятого класса гимназии им. К. Сатпаева (г. Караганда) Мари Розенберг.

В коллекции воинского снаряжения представлены девять видов оружия. Как объяснил руководитель музея Ержан Нурмаганбетов, формировалась она в 70-х годах прошлого века.

 

— В древности человечество обожествляло мечи, наделяя их особыми качествами. Вспомните легендарные Дюрандаль Роланда, Экскалибур короля Артура, Зульфикар пророка Мухаммеда. Представители кочевой культуры поклонялись мечу Марса, который, по преданиям, Боги выковали из метеоритного железа. Завоевав его, предводитель гуннов Атилла сумел завоевать почти всю Европу. И неслучайно в казахской степи оружие было признаком высокого статуса, — объяснил он идею экспозиции.

Много интересного рассказал специальный гость выставки, член Союза художников, член-корреспондент Академии художеств Казахстана Сергей Таскин, который давно интересуется этой темой.

 

Самый древний артефакт — сакский акинак эпохи раннего железа. Он был обнаружен в 1977 году близ села Карагаш (Каркаралинский район). Лезвие четырехгранное. Как отметили специалисты музея, раны, нанесенные таким оружием, не поддавались лечению. Исходя из размеров эфеса, Сергей Васильевич предположил, что он был изготовлен для женщины, которая могла с легкостью спрятать его в складках одежды.

 

Если говорить языком символов, акинак был оружием, смерть приносящим. В нижней части клинка зачастую изображались олень или лошадь с поджатыми ногами вверх головой, что обозначало в мировой модели один из таких основных космогонических процессов, как смерть. В нашем случае навершие «украшено» головами грифонов. Согласно гипотезе историка Н.И. Погребовой, орлы, как самые крупные хищные птицы Евразии, не могли не войти в мифологическую картину скифского мира. В космогонической системе они закрепились как в качестве символа нижнего мира, смерти, так и символа быстроты и силы удара.

Следующий ветхий экспонат — сабля гунно-сарматского времени, датируемая III-II веками до нашей эры. Ее обнаружила экспедиция Армана Бейсенова в ходе раскопок в урочище Назар в Каркаралинском районе. Ученые Московского государственного университета, исследовавшие оружие, пришли к выводу, что оно также принадлежало женщине.

Зазубрины, полученные в ходе боев, — главное «украшение» сабли, которую в 2011 году передал в музей житель Каркаралинского района Ерназар Орманбетов. На лезвии видны характерные темные пятна. Они образуются в результате химической реакции с металлом, если не почистить оружие сразу после сражения.

Согласно этикетажу, такие сабли были широко распространены в Восточной Европе и Азии с IX по XX век. Клинок имеет характерный изгиб в сторону рукояти.

— Основная боевая часть приходилась на его первую треть. Если воин находился на коне, то получалось довольно длинное режущее движение. Форма типичная для персидского, индийского шамшира. Ее копировали многие оружейники: зачем изобретать что-то новое, если она проверена веками, — отметил художник.

В удовлетворительном состоянии находится и сабля, которой вооружались батыры XVIII века. Эту семейную реликвию в 2012 году передала музею карагандинка Нина Федорова.

Не менее интересен кинжал с кожаными ножнами, хранящийся в фондах с 1975 года. Рукоятка из рога укреплена латунной пластиной. Как предположил С. Таскин, скорее всего, оружие было изготовлено на территории Казахстана в кустарной мастерской, а потому сложно определить его возраст. Но доподлинно известно, что оно принадлежало участнику национально-освободительного движения 1916 года Шолтаю Шолманову.

Учитывая длину клинка, его сложно назвать как кинжалом, так и мечом. Впрочем, здесь можно обратиться к труду Чокана Валиханова «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи». Работа, рассказывающая о различных типах традиционного вооружения казахов, написана не позже 1861 года. Впервые была опубликована в «Записках Русского географического общества» в 1904 году под редакцией Н.И. Веселовского. Сохранилась рукопись, сопровождающаяся зарисовками Ч. Валиханова.

 

Казахский ученый, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель и востоковед отмечал: «Киргизы делали длинные ножи, или лучше, полусабли, прямые и называли их селебе или джекеауз; джекеауз был несколько короче. Селебе и джекеауз имели только одну гайку или кольцо для ношения на поясе, которое прикреплялось к самому верху ножен. На рукоятке было тоже кольцо для темляка».

Особый интерес представляет ятаган — излюбленное оружие янычаров. Клинок обнаружил 3 октября 1940 года профессор МГУ Сергей Владимирович Киселев, который приезжал в Караганду для проведения раскопок в Каркаралинском районе. В этой экспедиции принимал участие и Леонид Семенов, стоявший у истоков создания областного историко-краеведческого музея. Находка была сделана в озере Центрального парка. Как она оказалась там, остается только догадываться.

— Ятаган произошел от обыкновенного ножа. Поскольку янычары были довольно воинственными, нередки были случаи, когда они устраивали поножовщину в городах. В этой связи им запретили носить длинноклинковое оружие. Разрешенные же поясные ножи постепенно удлинялись и в итоге превратились в ятаганы с изогнутым клинком и заточенной по внутренней части режущей кромкой, — сделал небольшой экскурс в историю С. Таскин.

Лезвие нашего ятагана с одной стороны украшено узорами, по другой стороне идет гравировка с надписью на арабском языке. Эфес выполнен из слоновой кости (берцовой) и отделан серебром. Кость в отличие от металла обеспечивала прочность, удобство и легкость. Кроме того, благодаря естественной форме расширения суставов получались отличные «уши». Они выполняли ту же роль, что и головка («гусек») у шашки. Такой клинок обеспечивал надежный ухват — при рубящем ударе костяные выступы не позволяли оружию выскользнуть из руки, что существенно экономило силы воина.

Как правило, ятаганы выполнялись из высококлассной восточной дамасской стали. Сергей Васильевич, внимательно изучив экспонат, отметил, что в этом случае ввиду отсутствия характерных узоров мастера использовали обычную углеродистую.

Еще один заморский гость — длинный японский меч катана с иероглифами на левой стороне хвостовика. Без эфеса, но с ножнами. Его передало музею в 1971 году управление МВД Карагандинской области. Как объяснили в музее, катана использовалась в гражданской войне. Очевидно, речь идет о Сибирской экспедиции 1918-1922 годов, когда армия Японской империи принимала участие в интервенции стран Антанты во время вооруженного противостояния белых и красных в России.

— У меча кое-где даже сохранился хамон — видимая линия зонной закалки, что с японского переводится как «обожженное лезвие». Клинок покрывался глиной, и когда он опускался в воду, более тонкие слои охлаждались быстрее, поэтому лезвие получалось очень твердым. Датировать оружие сложно — иногда перед войной японские офицеры, происходившие из самурайского рода, переделывали фамильные мечи, поэтому клинок может быть гораздо старше, — пояснил эксперт.

А с чем воевали между собой красные и белые, можно легко представить по двум последним экспонатам выставки. Это казацкая шашка с ножнами, найденная при разборе веранды дома в Сортировке, и сабля, которую обнаружили при ремонте дореволюционной постройки. Почему-то сразу же представляется одна из самых известных исторических личностей эпохи Гражданской войны — легендарный начальник дивизии Красной Армии Василий Чапаев, оставшийся в народной памяти на лихом коне, в бурке и с шашкой в руке.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото автора и Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

Лента новостей