Это нужно видеть

2200

Кочевники свято чтили память своих предков.

В лагере археологов сразу же на ум приходят строки из исторического романа о Чингисхане «Жестокий век» Исая Калашникова: «Перед шатром блестела Тола-река. Над высокой травой порхали белые бабочки. На другом берегу по серому взгорью тянулись овцы. За шатром в курене была сонная тишина. Мирно пасущееся стадо – радость кочевника, покой – его счастье».

(Продолжение. Начало в номере от 30 сентября 2021 г.)

В нашей экспедиции по Талдинскому историко-археологическому парку – это берег реки Талды, воды которой, бурные и непроходимые весной и спокойные, умиротворенные осенью, являются свидетелями нескольких эпох развития человечества. Вряд ли эта степь встречала самого Властелина Вселенной, но доподлинно известно, что эти земли входили в улус его старшего сына Джучи. И сегодня здесь, как и в стародавние времена, пасутся отары и табуны, тучнея на сочных травах.

Как объясняют исследователи, русло реки служило границей между двумя мирами. На левом берегу Талды люди строили свои поселения, на правом, соответственно, хоронили мертвых. Рассредоточение памятников на территории парка – наглядное тому подтверждение.

Итак, следующая точка маршрута после мавзолея Сенкибай-батыра – могильник Табылды. Как отметил ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете им. академика Е.А. Букетова Игорь Кукушкин, он относится к эпохе бронзы (алакульская культура), а точнее – к первой четверти второго тысячелетия до н.э.

– Этот памятник интересен тем, что здесь было обнаружено парное захоронение лошадей, которые символизировали колесничную запряжку. Животные лежали спинами друг к другу. На них были псалии – приспособления для управления, – объяснил исследователь.

Исходя из этого, ученые сделали вывод, что четыре тысячи лет назад здесь был погребен воин-колесничий. Этот период характеризуется активными миграционными процессами, когда колесничие являлись движущей силой, основой организации общества. Хоронили знатных воинов в каменных четырехугольных ящиках, для которых подбирали плиты из слоящегося гранита. Вокруг сооружались каменные ограды, поверх засыпались курганы.

Рядом – еще одна могила (в общей сложности Табылды насчитывает порядка 20 сооружений, из которых на сегодня исследованы лишь три кургана и одна ограда).

– Для погребений той эпохи характерен сопроводительный инвентарь – сосуды, орудия труда, оружие (наконечники стрел, копья) из бронзы. Редко использовалось золото. В основном – для женских украшений, которые отличаются разнообразием: гривны, височные подвески, накосники, браслеты со спиралевидными концами. И если мы сейчас находим патинированную бронзу, то раньше она могла быть красной, желтой, и ярко блестела на солнце.

Нередки парные захоронения людей. Возможно, здесь была семейная пара, в головах которой были обнаружены сосуды, колчан со стрелами. На девушке – кольца, подвески в полтора оборота, гривна, – рассказал Игорь Алексеевич.

Оттуда наш путь лежал к золотоордынскому могильнику Котыртас (XIII-XIV века н.э.) Краткий экскурс в историю Золотой орды сделал преподаватель исторического факультета Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова Адиль Макен. Он напомнил учащейся молодежи, что она образовалась в 1269 году после Таласского курултая. Это был последний всемонгольский съезд, итогом которого стали заключение мира между сыновьями Чингисхана – Джучи, Чагатаем и Угедеем, и установление границы их владений.

– Сейчас мы можем говорить о том, что, начиная с этого периода, государственной религией являлся ислам, – отметил он.

Но при этом общество еще не отказалось от прежних верований. Об этом свидетельствует курган, возведенный поверх мусульманского мазара. По каким-то причинам эти могилы не представляли интерес для черных копателей тех времен. И благодаря этому ограда из сырцового кирпича сохранилась до наших дней в первозданном виде. После раскопок ее облицевали для лучшей сохранности.

Это параллельное существование двух верований отметил Игорь Кукушкин.

– В этой ограде были обнаружены два погребения – мужчина был захоронен по мусульманскому обряду, женщина – по языческому. Рядом с ней были обнаружены седло, стрелы, зеркало, – обратил внимание он, подтвердив предположение о том, что супруги принадлежали разным племенам.

Таким образом, в это время Центральный Казахстан переживал переходный период, когда привилегированная часть общества начала устремлять свои взоры на Восток, тогда как основная часть населения продолжала следовать традициям Степи.

Рядом, всего в нескольких метрах, находится памятник эпохи бронзы. Впрочем, говорит археолог, это частое явление: люди выбирали для отправления ритуалов наиболее удобные места, а их разбросанность по степи объясняется кочевым образом жизни.

Особый интерес для исследователей истории представляет курган с каменными выкладками, или, как их еще называют, с «усами» – памятник ритуального назначения, относящийся к тасмолинской археологической культуре (ранний железный век). Эта культура, созданная скифо-сакской этнической группой, была широко распространена в степных областях Казахстана. Возникновение курганов ученые связывают с формированием единых родов, племен.

Раскопками этого комплекса занималась экспедиция Карагандинского областного историко-краеведческого музея под руководством Адиля Макена. Исследователи назвали этот памятник Коктерек. Дело в том, что над центральным сооружением выросло несколько деревьев степной осины. Эта рощица вызывает удивление, особенно если учитывать, что вокруг на много километров раскинулась степь. Археологи не стали рубить их на корню – существует поверье, что души умерших, похороненных здесь, перевоплотились в деревья.

– В первом тысячелетии до новой эры в обществе сформировался культ солнцепоклонничества. Курганы с «усами» являются тому одним из доказательств, – отметил руководитель экспедиции.

Комплекс состоит из центрального сооружения, диаметр которого составляет 16 метров, и кургана-спутника (диаметр 9 метров), от которых отходят в восточном направлении две дугообразные каменные выкладки, оканчивающиеся небольшими каменными насыпями. Центральное погребение предназначалось для воина или служителя культа.

– Уникальность этого памятника состоит в том, что в эти дугообразные вкладки («усы») встраивались своеобразные каменные ящики. По нашим подсчетам, их могло быть от шести и больше. В этих ящиках разжигались костры. Это говорит о том, что они использовались для жертвоприношений – поминального аса. Примечательно также то, что традиция курганов с «усами», берущая начало на рубеже двух эр, продолжается вплоть до середины первого тысячелетия. То есть племена продолжали хоронить своих воинов в этом комплексе, – подчеркнул гид.

Курган-спутник предназначался для погребения лошадей, что говорит о широком распространении в раннем железном веке культа коня. Что касается «усов» – длина северной полудуги составляет 185 метров, южной – 155 метров. В чем смысл этой разницы? На этот вопрос ученым еще предстоит найти ответ.

(Продолжение следует)

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО