back to top
24 C
Алматы
Пятница, 21 марта, 2025
No menu items!
ДомойНовостиКультураДар искусницы-природы

Дар искусницы-природы

Каждое выступление фольклорного ансамбля «Арқа сазы» Концертного объединения им. К. Байжанова оставляет незабываемые впечатления. Звуки инструментов оказывают магическое воздействие. Они завораживают, радуют душу, тревожат ее… А уже через мгновение наступает умиротворение. В арсенале коллектива – домбра, қыл-қобыз, шаң-қобыз, шертер, сыбызғы, саз-сырнай, асатаяқ и другие инструменты. И тут невольно задаешься вопросом: что мы знаем о них?

У каждого – своя интересная история. Да и в целом у казахского народа существует красивое предание о происхождении музыки. Оно гласит, что божественная песня, пролетая над степью, однажды опустилась очень низко. Народ, услышавший ее, оказался наделенным непревзойденным талантом и мастерством. Благодаря этому небесному подарку казахи в своих напевах научились передавать свое восприятие природы. И не будет большим преувеличением сказать, что сама Степь создала инструменты, дав нашим предкам возможность делиться своим мироощущением с окружающими.

– Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, тесно были связаны с «төрт түлік мал». Это понятие, объединяющее четыре вида домашних животных – верблюда, лошадь, овцу и корову, которые не только обеспечивали людей пропитанием, одеждой, жилищем. То, что сейчас мы считаем отходами, в прежние времена не уходило в мусор. Из рогов изготавливались духовые инструменты, из костей коленного сустава в основном мелкого рогатого скота – подставки для струн, а сами струны – из тщательно обработанных внутренностей, – рассказала преподаватель Карагандинского колледжа искусств им. Таттимбета, кандидат искусствоведения, музыкальный теоретик Жангуль Кожахметова.

Во время беседы она не могла не упомянуть основоположника казахской этноорганологии Болата Сарыбаева.

– Раньше говорили о том, что у казахского народа есть лишь три музыкальных инструмента – домбра, қобыз и сыбызғы. Болат Сарыбаев находился в постоянном поиске и в результате кропотливой работы собрал порядка 30 музыкальных инструментов. Источниками информации ему служили картины, результаты археологических раскопок. Кроме того, в многочисленных поездках и экспедициях он встречался с исполнителями и мастерами, у которых имелись редкие образцы, записывал рассказы об их изготовлении, учился игре на них. Весь материал в настоящее время хранится в алматинском музее. Иными словами, он возродил едва не утраченное культурное наследие народа и дал вторую жизнь музыкальным инструментам, – подчеркнула Ж. Кожахметова.

Знакомство с ними начинается с шаң-қобыз. Его размер составляет 5-7 сантиметров. Если верить легенде, однажды охотник услышал нечто странное и мелодичное. Углубившись в лес, он увидел медведя, который, забравшись на сухое дерево, дергал за сучок (как тут не вспомнить рассказ В. Бианки «Музыкант»?), что и породило интересную вибрацию. Услышанное настолько пришлось по душе человеку, что он смастерил себе из дерева инструмент, издававший нежные звуки.

Как объяснила Жангуль Аубакировна, он относится к идеофонам (самозвучащий) и широко распространен у многих народов – у алтайцев, башкир, бурят, татар, монголов, тувинцев и прочих. Сегодня в мировой музыкальной культуре известен под общим названием «варган». По форме напоминает лиру и состоит из железной (шаң – металлический) дуги, в середине прикреплен язычок в виде стальной пластинки с крючком на конце, который служит резонатором. В Великой степи им пользовались шаманы. На шаң-қобыз играли и женщины – его нежные, успокаивающие звуки убаюкивали малышей.

– Со временем он стал традиционно девичьим музыкальным инструментом, а потому футляр для него изготавливали в виде изящной женской туфельки, – отметила преподаватель колледжа.

Очень любят его мастера горлового пения. Каким-то непостижимым простому человеку образом они умудряются одновременно петь и играть на нем. Тогда мелодичность и бурдон (непрерывно тянущийся, выдержанный тон или музыкальный интервал) шаң-қобыз приобретают удивительное трехголосие.

Сегодня некогда почти забытый инструмент обретает популярность. Думается, многим хотелось бы обзавестись им, чтобы в минуты раздумий прикоснуться к волшебному язычку и погрузиться в звуки древности.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Подарки ручной работы от умельцев Балхаша

Тюбетейки, жилетки, картины и сувениры – все это стало частью выставки, которая открылась в краеведческом музее Балхаша во время декады «Наурызнама».  Не сразу можно догадаться,...

Родом из колыбели: в одном из музеев Караганды провели праздничный обряд

Праздничные дни Наурыза – прекрасный повод вспомнить о традициях нашего народа, дошедших до нас из глубины веков. Карагандинский областной историко-краеведческий музей продемонстрировал для...

Когда чудеса сбываются, знают в карагандинской музкомедии

Карагандинский академический театр музыкальной комедии приглашает зрителей 18 апреля на премьеру спектакля «Счастье по заказу». Нас ждут интересный сюжет и захватывающие перипетии этой...

Отечественные дизайнеры: «Хотим, чтобы через костюмы люди влюблялись в казахстанское искусство»

Одежду в национальном стиле можно надевать не только в праздничные дни и на торжественные мероприятия, но и носить каждый день. Это доказали ведущие казахстанские...

Вместе можем все: 21 марта – День солидарности

Этот день единства и обновления объединяет разных людей от мала до велика, заряженных на радость и надежду. Накануне главного празднования казахстанцы особенно чувствуют тепло...