Домойsubfooter 1У карагандинских предпринимателей - острый нюх на конъюнктуру

У карагандинских предпринимателей — острый нюх на конъюнктуру

Без чего на кухне не обходится ни одна хозяйка, желающая подчеркнуть вкус своих блюд? Правильно — без приправ. А вы знали, что один из крупнейших казахстанских производителей пряностей базируется не где-нибудь, а прямо в шахтерской столице? И познакомились мы с ним на крупнейшей выставке казахстанских производителей «Ulttyq Onim», прошедшей недавно в столице.

Рядом с дарами солнечного Узбекистана (а это сушеные базилик, морковь, свекла, чеснок, укроп, петрушка и так далее) в пластиковых бочках соседствуют горчица, корица из Индии, Вьетнама и других стран. Все это — ингредиенты для будущих смесей приправ. Хранятся они в замесочном цехе компании «Торговый дом «Малу». В Караганде у нее два производства: на одном изготавливают специи, на другом — чай.

— Наши бренды — это «Магия вкуса», «Джантори», «Malu» и другие. В Карагандинской области мы — единственный официальный производитель специй и приправ. В разрезе же республики занимаем 35% рынка в своей сфере, — говорит коммерческий директор компании Ержан Орымбек. — В штате около ста человек. Свою продукцию реализуем не только внутри страны, но и отправляем на экспорт в соседние страны — Россию и Кыргызстан. Сейчас подключается к этому списку и Беларусь.

Все сырье, как вы уже поняли, приходит из-за рубежа. Далее ингредиенты для каждой приправы смешиваются в определенных пропорциях согласно рецептуре, разработанной технологом, и отправляются перемалываться в помолочный цех. Помимо специй, там, к примеру, мелят и пшено, входящее в состав супов быстрого приготовления, которые в том числе изготавливает предприятие.

— Кроме того, мы производим сухой кисель и квас. Вот кисельный цех, — показывает заведующий производством специй Ернар Молдабеков. — В помолочный аппарат засыпается сахар — получается сахарная пудра. В другом специальном аппарате, похожем на бетономешалку, смешиваем ингредиенты будущего кисельного порошка — сахарную пудру, крахмал, пищевые красители и ароматизаторы. Далее смесь отправляется на фасовку. Там ее взвешивают и порционно насыпают в пачки, фасуют. Затем упаковку запаивают в паяльной машинке, запечатывают и отправляют на склад.

Попадает в фасовочный цех и остальная продукция, производимая компанией. Это и суп харчо, и сушеный чеснок, и молотый черный перец, и другое. В цехе, наряду с ручным взвешиванием и фасовкой, работают и «умные» станки, которые сами формируют упаковку, отмеряют и засыпают в нее необходимое количество специй, запаивают ее и на выходе выдают готовую продукцию.

Е. Молдабеков признается, что труд на их производстве нелегкий. Особенно новичкам тяжело привыкнуть к резким пряным запахам, витающим в цехе. Однако это только на первых порах. Далее их попросту не чувствуешь. Да и вредного в них ничего нет — все натуральное, растительное, никакой химии, заверил он.

— Специи — это такой продукт, где не надо фантазировать, потому что он используется каждый день в быту, — считает Ержан Орымбек. — Чтобы придумать новую специю, надо придумать новое блюдо. Стараемся придерживаться традиций, делая упор на качество.

Он объясняет, что разработанной и утвержденной рецептуры они придерживаются уже на протяжении многих лет. Единственное, что меняется — это вес упаковок. А вот что касается чая, то здесь каждые полгода добавляется по одной единице нового товара.

— Сырье для чая завозим из Кении и Индии. За последние полгода завезли ташкентский чай, которого в фасовке вообще нет во всем Казахстане, — приводит пример Е. Орымбек. — Есть у нас и молочный чай с привкусом топленого молока. Линейка постоянно расширяется. Сейчас на рынке страны она занимает первое место. В настоящее время разрабатываются еще два новых вида чая. В ближайшие полгода их можно будет увидеть на рынке.

Вся продукция после изготовления отправляется на склад, где ее распределяют по регионам, городам и странам. Упаковочная продукция — этикетки, гофрокартон и прочее — заказывается у казахстанских поставщиков, чтобы поддержать местных производителей.

Не отказывается от поддержки и само предприятие. Так, например, оно является участником Государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2025». Цель самой программы — обеспечить устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства, а также поддержать действующие и создавать новые постоянные рабочие места.

— В рамках этой госпрограммы нас поддерживает дочерняя организация холдинга «Байтерек» — Фонд развития предпринимательства «Даму». Мы завершили одну стадию Дорожной карты, сейчас повторно подписываем с «Даму» документы. Хорошим подспорьем для нас стало субсидирование на пополнение оборотных средств. Основные деньги уходят на развитие и расширение производства и закуп сырья. В текущем году его себестоимость подскочила до 70%. Участвуем и в других проектах Фонда развития. Например, пользуемся таким инструментом, как обучение по ведению, расширению и развитию бизнеса, — рассказал Е. Орымбек.

Кроме того, предприятие смело называет себя бизнесом с социальной ответственностью — они поддерживают различные благотворительные фонды, общества слепых, ветеранов и других. Также в штате работают многодетные матери, которые, наряду с остальными сотрудниками, обеспечены полным социальным пакетом.

— На сегодняшний день мощности нашего производства специй и приправ достигают порядка 150 тонн в год. По чаю — около 70. Мы представлены как в больших сетях супермаркетов, так и в розничных магазинах. Но всегда есть куда расти, — подытожил Ержан Орымбек.

Наталья ФОМИНА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяЛичности в потоке времени
Следующая статьяКому ОСИ не по карману?
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные