В работе АО СПК “Сарыарка” выявлены коррупционные риски

1075

Отсутствие прозрачности в отчетности побудило Антикоррупционную службу региона обратить внимание на работу этой социально-предпринимательской корпорации (СПК).

Коррупция СПК Сарыарка

Иллюстративное фото: depositphotos.com

Слияние бизнеса и бюджетного финансирования – это риск

На протяжении долгого периода времени в структуре местных исполнительных органов регионов существует такой институт развития, как социально-предпринимательские корпорации, зачастую имеющие форму акционерного общества. Фактически корпорация выполняет функции, которые не вправе осуществлять государственные органы. Среди них индустриально-экономическое развитие региона, привлечение инвестиций, осуществление крупных инфраструктурных объектов, реализация политики стабилизации цен и т.д.

При этом все подобные направления связаны с использованием большого объема бюджетных средств. Один данный факт может говорить о том, что в подобной организации могут присутствовать серьезные коррупционные риски.

И, к сожалению, подобное предположение нашло свое подтверждение в ходе проведенного областным департаментом Агентства РК по противодействию коррупции анализа деятельности АО СПК «Сарыарка».

В ходе данной работы были выявлены риски, связанные с дотацией и поддержкой СПК со стороны госорганов посредством закупа конкурентных консультационных услуг из одного источника, антиконкурентные действия СПК при осуществлении инвестиционных проектов, нецелевое использование денежных средств, факты злоупотребления должностными полномочиями при обращении с госимуществом, а также факты неэффективного расходования бюджетных средств, – сообщили в Антикоррупционной службе региона.

Так, в период 2019-2021 гг. местными исполнительными органами заключались с СПК договоры о государственных закупках услуг консультационного характера на сумму более ста миллионов тенге ежегодно. При этом закуп осуществлялся способом из одного источника. В то время как, к примеру, услуги по реализации мероприятий в рамках государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности способна реализовать любая консалтинговая компания. Усугубляющим фактором в подобной ситуации было и то, что объем предусмотренных работ по данным договорам фактически исполнен не был.

Инвестор или…?

Еще одним из основных направлений в деятельности АО СПК «Сарыарка» является участие в реализации инвестиционных проектов. Как рассказали в Антикоррупционной службе региона, за период 2019-2021 гг. доля корпорации в реализуемых совместных инвестиционных проектах варьируется в среднем от 10% до 20%.

К примеру, в проекте по производству автобусов марки «Youtong» в совместном предприятии ТОО «QazTehna» на территории специальной индустриальной зоны «Saran» доля СПК составила 20%. В данном случае участие СПК было выражено в предоставлении денежных средств из областного бюджета в объеме 1,8 миллиарда тенге. В следующий проект – по строительству завода по производству автомобильных шин ТОО «KamaTyresKZ» – СПК было вложено 32 миллиарда тенге из республиканского бюджета, здесь доля СПК «Сарыарка» составила 10%, – продолжили в департаменте Агентства РК по противодействию коррупции.

Там пояснили: учитывая долевое участие СПК как юридического лица со 100% участием государства, имеются основания полагать, что осуществляемые им инвестиционные проекты являются субъектами квазигосударственного сектора.

А это в свою очередь кардинально меняет объем ответственности данных компаний. Как минимум, согласно действующему законодательству, субъекты квазигосударственного сектора осуществляют обязательные мероприятия в вопросах противодействия коррупции и проведения обязательного ежегодного аудита. Последний как раз может отобразить, как расходуются бюджетные средства.

Если нет конкурентов, то… 

Антиконкурентные действия СПК при осуществлении инвестиционных проектов также имеют коррупционные риски. Это проявляется в получении частными партнерами СПК привлекательных и перспективных земельных участков, расположенных в приоритетных районах городов. При этом заинтересованность частного предпринимателя, осуществляющего инвестиционный или инновационный проект в партнерстве с СПК, выражена лишь в получении нужного земельного участка в обход аукционных процедур и по стоимости гораздо ниже рыночной.

Подобным способом реализованы проекты по строительству сети минимаркетов в городах Жезказгане и Сатпаеве, объектов общепита и ресторанов в Караганде. При этом подобные объекты, согласно действующему законодательству, не имеют права получения земельных участков в такой форме.

Очень дорогой консалтинг…

Также областная Антикоррупционная служба выявила факты заключения договоров на оказание консультационных услуг с частными лицами, которыми являлись бывшие руководители государственных органов области, вышедшие на заслуженный отдых. При этом целесообразность подобных договоров фактически ничем не обусловлена. Помимо этого, отмечены факты незаконной реализации госимущества вне конкурсных процедур. А в части реализации стабилизационного фонда усматриваются признаки лоббирования интересов отдельных субъектов предпринимательства.

– Стоит отметить, что общественность совсем не информирована о роли СПК в стабилизации цен, так же как и вовсе не информирована о существовании данной корпорации. В результате оказалось, что деятельность подобной структуры, спрятанной в системе государственного аппарата региона, таит в себе серьезные риски возникновения коррупционных проявлений, – заключили в ведомстве.

По итогам проведенного анализа представителями Антикоррупционной службы региона была проведена встреча с руководством и сотрудниками АО СПК «Сарыарка» на площадке Antikor-центра, на которой был озвучен ряд рекомендаций о принятии соответствующих мер по устранению выявленных нарушений.

АВТОР Наталья ФОМИНА

ФОТО с сайта Freepik.com