Сокровища нации

367

Рукописи XVIII века, перстни-печати ханов Абылая и Абулхаира, джунгарский шлем, а также шапка, которую сшил поэт, один из основателей партии «Алаш» и новой казахской литературы Мыржакып Дулатов, отбывая срок в печально известном Соловецком лагере особого назначения, музеи Казахстана привезли в Караганду уникальные экспонаты.

Выставка «Между прошлым и будущим» организована в рамках 90-летия областного историко-краеведческого музея.
Выставка «Между прошлым и будущим» организована в рамках 90-летия областного историко-краеведческого музея. 

Ровесник области

Выставка «Между прошлым и будущим» организована в рамках 90-летия областного историко-краеведческого музея.

— Наша история напрямую связана с историей Карагандинской области, которая образовалась в марте 1932 года. Музей открыл свои двери 7 ноября того же года. Наряду с театром он был одним из первых культурных учреждений, созданных для рабочей молодежи — шахтеров, строителей, — подчеркнул его руководитель Ержан Нурмаганбетов.

Как он сообщил, в создании экспозиции приняли участие все областные, а также государственные музеи Казахстана. Каждый привез с собой 5-6 предметов, имеющих особую ценность. Таким образом, в юбилейном собрании было представлено 117 экспонатов.

Также в рамках юбилея прошел Международный семинар-тренинг «Музейная педагогика: традиции и инновации». В качестве спикеров были приглашены признанные специалисты. Это член Международного комитета музеологии, Международного совета музеев ЮНЕСКО Людмила Шляхтина, и.о. директора Новосибирского государственного краеведческого музея Юлия Шуклина, экскурсовод-методист высшей категории, эксперт по туризму, член национальной комиссии ЮНЕСКО Бахытхан Оразынбетова, директор Центрального государственного музея РК Рашида Харипова, заместитель председателя Комитета культуры Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова.

На этой площадке поднимались вопросы проектирования экспозиций, основ SMM-продвижения в социальных сетях, роли экскурсовода в культурно-образовательной деятельности. Слушателями лекций стали сотрудники других музеев региона — ИЗО, Темиртауского историко-краеведческого, Историко-культурного центра первого президента, памяти жертв политических репрессий поселка Долинка.

 

В поисках идентичности

Людмила Шляхтина, преподаватель Санкт-Петербургского института культуры, говоря о миссии музея в современном мире, отметила, что сегодня, когда в обществе повсеместно происходят серьезные трансформации, стремление одних к глобализации порождает ее противовес — локализацию.

— Это желание сохранить свою культурную идентичность, национальный код. Здесь музеи выступают важными и эффективными инструментами. В вопросах декоммунизации, когда разрушаются традиционные представления о добре, красоте, справедливости, музеи, показывая картины жизни, достоверные, основанные на подлинных событиях, являются аргументом, которому хочется верить, — подчеркнула она.

По ее словам, самый популярный вопрос, который задают во время экскурсий: «Это подлинник?» На самом деле в век высоких технологий, когда можно не выходя из дома побродить по залам Лувра, Эрмитажа, музею Ван Гога, хочется настоящего. По словам гостьи из города на Неве, об этом как нельзя лучше сказал Владимир Маяковский в своем стихотворении «Версаль»:

«Я все осмотрел, поощупал вещи.

Из всей красотищи этой

Мне больше всего понравилась трещина

на столике Антуанетты.

В него штыка революции клин

вогнали, пляша под распевку…»

— Эта трещинка достоверности сегодня помогает решать вопросы гуманизации, гуманитаризации и другие. Кроме того, музей из консервативно-консервирующего института становится активным социальным агентом. Он не должен выдавать единую точку зрения, а выступать площадкой для обсуждения актуальных проблем, в том числе социальных. Большое внимание необходимо уделять молодежи, потому что сегодняшний студент завтра — тот самый интеллигент, определяющий стратегию развития общества, — поделилась Людмила Шляхтина.

Лучше один раз увидеть

Выставка «Между прошлым и будущим» вызвала неподдельный интерес. После того как гости музея ознакомились с экспозицией, в течение двух дней экскурсии шли непрерывным потоком. Школьники, студенты, постоянные посетители торопились увидеть сокровища других регионов.

Самые «молодые» экспонаты привез Акмолинский историко-краеведческий музей (г. Кокшетау). Относительно ранние по времени находки, так как речь идет об изделиях мастеров эпохи раннего железного века: фрагменты удил, украшение для сбруи в виде головы птицы, бога Солнца, акинак длиной 30 сантиметров, кинжал, навершие которого украшено фигурками в зверином стиле, двулопастные втульчатые наконечники стрел сакско-скифского типа, пуговицы с солярными символами. Артефакты, датируемые VII веком до н.э., были обнаружены летом этого года в ходе раскопок кургана Жанажол в Бурабайском районе.

— Памятник был сильно разрушен, и для его сохранения были проведены охранно-спасательные работы, — рассказал директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Акмолинской области Жасулан Укеев.

Череп пещерного медведя, нижняя челюсть пещерной гиены, фрагмент останков антропогенового бобра — самые древние свидетели истории. По информации директора музея Ertis (подразделение Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина) Гульжайнат Алиевой, подбирая экспонаты, они неслучайно решили познакомить карагандинцев именно с этим материалом.

— На территории Павлодара находится всемирно известный палеонтологический природный памятник «Гусиный перелет». В нашем музее представлено огромное количество костных останков доисторических животных. Мы знали, что они обязательно привлекут внимание посетителей, — сказала она.

Необходимо подчеркнуть, что «Гусиный перелет», расположенный на правом берегу Иртыша, единственное в мире «кладбище» гиппарионовой фауны, которое находится в черте города. Это говорит о том, что миллионы лет назад на этой территории процветала почти африканская саванна, по которой бродили носороги, жирафы, олени, бегемоты, мастодонты, слоны.

— В 1929 году это открытие сделал московский ученый Юрий Орлов. Прогуливаясь по набережной буквально в 800 метрах от железнодорожного моста, он обратил внимание на кости, ранее ему не известные. Начались исследования, и в течение трех лет в ходе работ с участием археологов, местных краеведов было собрано около 20 вагонов останков животных, которые были отправлены в Москву. В настоящее время эти находки представлены в Палеонтологическом институте Российской академии наук. О том, почему доисторические обитатели этого края в один момент погибли в таком большом количестве, Юрий Орлов написал в своей книге «В мире животных», — сообщила Гульжайнат Алиева.

Бесценные рукописи Государственного историко-культурного музея-заповедника «Әзірет Сұлтан» (г. Туркестан) мечтали бы заполучить известнейшие хранилища истории. Среди них труды Саид Акбар Ходжа ибн Саид Омар Ходжи на основе хикметов известного среднеазиатского философа, исламского проповедника, суфийского поэта Ахмета Ясави на тюркском языке (дата неизвестна), узбекского поэта, представителя суфийского учения в Мавераннахре Суфия Аллаяра ( Бухара, 1907 год), сборники «Хикмет» Ходжи Ахмеда Ясави, опубликованные в начале XX века.

Но настоящие сокровища — рукописи «Бустан уль-Мухиббии» шейха Ху-дайад Таш-мухаммед аль-Бухари и наиболее выдающегося из учеников Ахмеда Ясави, 4-го халифа тариката Ясавия Сулеймана Бакыргани «Диуани хикмет». Эти книги, написанные арабской вязью, вышли в свет в XVIII веке.

Бахытхан Оразынбетова объяснила, в чем заключалась уникальность учения средневекового философа:

— В 714 году на территорию Казахстана пришел ислам суннитского толка, а в 960 году при караханидах стал государственной религией. Суфии понимали: чтобы народ не остался на обочине, должен знать арабский язык. Тогда он выполнял роль современного английского. Арабские ученые в то время изучали астрономию, высшую математику, социологию. Объединив две религии — тенгрианство и ислам — он создал суфизм, главными принципами которого были умеренность, постоянный поиск совершенствования себя.

Не осталась без внимания и такая трагическая страница отечественной истории, как политические репрессии. На стенде Тургайского историко-мемориального музея Алиби Жангильдина — черная шапка и фоторамка, созданные руками Мыржакыпа Дулатова в застенках Соловецкого лагеря. Руководитель комплекса Гульбану Сарсекей напомнила, что казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства Алаш-Орды и национально-освободительного движения, соавтор Каркаралинской петиции — уроженец Тургайского уезда. В 1928 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Двумя годами позже его приговорили к расстрелу. Позднее смертную казнь заменили на 10 лет лагерей. Срок Мыржакып Дулатов отбывал в Карелии — в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Скончался яркий представитель казахской интеллигенции 5 октября 1935 года в лазарете и был похоронен на вольном кладбище. В октябре 1992 года его останки были перевезены на родину и с почестями преданы земле.

— Эти предметы вместе с книгой «Тіл құралы» передала его дочь Гульнар в честь открытия музея. Кстати, в деревянную фоторамку вставлена ее фотография. Есть акт, согласно которому после смерти Мыржакыпа Дулатова Ганижамал должна была получить 31 предмет из его личного обихода. Но до семьи дошли только такия и фоторамка, — рассказала Гульбану Сарсекей.

Также на выставке представлены домбра, принадлежавшая Амангельды Иманову, одному из лидеров национально-освободительного восстания 1916 года (Костанайский историко-краеведческий музей), джунгарский шлем, украшенный латунными бляшками в виде драконов, феникса и свастики, которая до фашизма была символом удачи и процветания. Интересны серебряные украшения с жемчугом, найденные при раскопках городища Сыганак, датируемые XVIII-XIV веками, женский гигиенический набор (Кызылординский музей) и многое другое.

Собрание действительно уникальное — посетители выставки «Между прошлым и будущим» получили возможность познакомиться с историей других регионов Казахстана и открыть ее новые грани.

Мадина ОСПАНОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО