back to top
28.2 C
Алматы
Пятница, 16 мая, 2025
No menu items!
ДомойГлавные новостиПосетитель равно клиент?

Посетитель равно клиент?

Большой общественный резонанс по всей республике вызвали запросы органов государственных доходов, связанные с разрывом между кассой и системой Ashyq. Предпринимателей просили явиться и пояснить: почему количество выбитых чеков в разы меньше, чем число вошедших по QR-коду.

Иллюстративное фото: kadykchanskiy.livejournal.com

Вопрос правомерности данных действий стал главным на повестке заседания областного Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Бизнесмены считают, что понятия «клиент» и «посетитель» не должны отождествляться. Например, семья из пяти человек, пройдя в магазин одежды через систему Ashyq, может совершить покупку всего одного свитера. Кто-то может просто посмотреть, прицениться и уйти, ничего не приобретя. А в ресторане на компанию из десяти-двадцати человек, каждый из которых отсканировал QR-код, могут принести один чек.

– Согласно установленным требованиям постановления главного санитарного врача РК и нашей области по применению системы Ashyq, предприниматели должны фиксировать всех, кто приходит к ним на объект. Это и сотрудники, и сами предприниматели и те, с кем они взаимодействуют, – обслуживающий персонал других организаций, курьеры и так далее. В том числе через эту систему проходят и сотрудники проверяющих госорганов, которые пришли со своими служебными полномочиями. Так же и сотрудники мониторинговых групп, которые у нас, в соответствии с распоряжениями акимов городов и районов, определены в количестве около трех человек, и по некоторым объектам такие визиты производятся ежедневно. Но при этом предпринимателям пришли письма, в которых говорится: «У вас было 128 входов, но чеков выбито всего шесть». Количество входов и посетителей не является объектом налогообложения, – считает начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров региональной палаты, юрист Азамат Даненбаев.

Кроме того, он заявил, что цифры вызывают определенные сомнения: сам предприниматель не знает точное количество посетителей объекта. А некоторые и вовсе, в связи с сезонностью, уже давно не работают, остановив деятельность еще в октябре, с приходом холодов. Но им все равно пришли данные письма, в которых просят пояснить расхождения.

– Помимо писем, бизнесменам поступали и телефонные звонки с аналогичной просьбой от сотрудников органов госдоходов, – говорит А. Даненбаев. – Возникает вопрос: насколько правомерны подобные действия запрашивать данную информацию? В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РК «Права и обязанности налогоплательщика» предприниматель вправе не предоставлять никаких сведений по данному вопросу. Хотелось бы обратить внимание, что этот вопрос возник не только у нас в области, а по всей республике. Со стороны Национальной палаты предпринимателей был направлен запрос в Генеральную прокуратуру по разрешению данной ситуации. Также Комитет государственных доходов Министерства финансов РК заверил, что данные письма будут отозваны.

Он отметил, что при внедрении системы Ashyq было обещано: она создается только для безопасности в период пандемии и является лишь инструментом поддержки предпринимателя. А получилось так, что это инструмент определенного контроля и фиксации.

Руководитель управления камерального мониторинга областного департамента госдоходов Тахиржан Манапов пояснил, что 22 декабря текущего года все письма были отозваны, ответственные лица понесли наказание в виде выговора, а налогоплательщики были оповещены путем обзвона о том, что никаких действий предпринимать не надо.

– 10 декабря мы получили уведомление от вышестоящего органа о направлении писем информативного характера. Я хотел бы подчеркнуть, что они не являются уведомлением. В них говорилось о наличии существенных отклонений в количестве чеков и проходов через систему Ashyq, что напрямую указывало на возможные занижения сумм в декларациях о доходах. Но никакого требования со стороны ДГД в этом письме не было, – заверил Т. Манапов.

Он согласился с тем, что в них есть определенные неточности. Но, тем не менее, если посмотреть аналитику Z-отчетов в ККМ-онлайн, то в некоторых ситуациях налогоплательщики, возможно, занижают доход. ДГД видит картину, когда посещаемость высокая, а доход указан низкий. То есть некоторые бизнесмены все же уклоняются от уплаты налогов.

– Но данная аналитика не будет применяться в работе, так как она не совсем корректна. Здесь нужно понимать, что налоговые органы, а именно дистанционный мониторинг, нацелены на то, чтобы направить налогоплательщика на самостоятельное устранение нарушений. В случае, если в будущем возникнут подобные ситуации, когда будут приходить письма информативного характера, то не надо на них так реагировать. Это просто напоминание налогоплательщику, вдруг он где-то ошибся, – объяснил Тахиржан Манапов.

Заместитель директора региональной палаты предпринимателей Алхайдар Аскаров отметил, что даже они не могут получить данные по «чикинам», и, когда запускался Ashyq, было обещание со стороны Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК эти данные никому не передавать.

– Наших предпринимателей напугала просьба прийти к вам и дать объяснения. Если я получаю такое письмо, то не могу проигнорировать госорган. Ведь если я откажусь от пояснений, то, возможно, пойдут проверки, – объясняет он.

Член областной коллегии адвокатов Елена Чиркова в свою очередь считает, что визит, например, в ресторан не всегда подразумевает собой заказ полноценных блюд из меню. Иногда это деловые встречи, в ходе которых обычно обходятся чашкой кофе. Кроме того, если прийти компанией, то каждый не платит по отдельности – на столик приносят один чек.

– Платит кто-то один, но получается, что если мы все отсканировали QR-код в приложении Ashyq, то значит, каждый из нас должен иметь чек? У нас и так достаточно нестабильная ситуация из-за пандемии, еще вы, используя данные этой системы, предпринимателей, извините, «прессуете», – высказалась адвокат.

Тахиржан Манапов ответил, что никакого «прессинга» налогоплательщиков нет. В соответствии с Налоговым кодексом РК органы государственных доходов имеют право использовать различные источники информации в целях дистанционного мониторинга.

– Но мониторинга не было. Так как камеральный контроль предусматривает отправку уведомления или извещения – то есть документ. А данное письмо таковым не является. Оно информационного характера. Все равно, что какое-либо объявление, – подытожил он.

В завершение встречи председатель областного Совета по защите прав предпринимателей Серик Торегельдин отметил, что ситуация с письмами вызвала возмущение в обществе. Он обратился к налоговым органам всего региона с просьбой посредством СМИ рассказать населению об их отзыве. И, чтобы успокоить народ, посоветовал не затягивать, сделать это в ближайшее время – до Нового года.

Наталья ФОМИНА

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Можно посмотреть и попробовать: карагандинцы представляют свою продукцию на ежегодной выставке «Ulttyq ónim»

В Астане проходит VIII выставка «Ulttyq ónim», где казахстанские производители со всех регионов демонстрируют свои достижения. В ней принимают участие 350 компаний, из...

В Балхаше появятся новый полигон твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающий завод

Строительство полигона ТБО за счет частных средств в Балхаше началось еще в марте, а уже летом планируют завершить первый этап. Проектом предусмотрены полная сортировка...

Возмещение затрат на оборудование: предприятия пользуются новой мерой стимулирования

С 12 мая прошлого года в Казахстане впервые стартовал механизм компенсации затрат промышленным предприятиям на приобретение технологического оборудования. Субъекты обрабатывающей промышленности получили возможность возместить...

Почти 158 тыс. человек охвачены активными мерами содействия занятости с начала года

По данным на 1 мая 2025 года активными мерами содействия занятости охвачено 157,8 тыс. человек, трудоустроено 143,2 тыс. казахстанцев, сообщает Министерство труда и социальной защиты...

За рулем не разговаривай: из-за пренебрежения ПДД карагандинцы чаще попадают в аварии

Статистика свидетельствует, что среди нарушителей на дороге – не только водители, но и пешеходы. Если первые не уступают дорогу на переходах, то вторые перебегают...