back to top
31.5 C
Алматы
Воскресенье, 3 августа, 2025
No menu items!
ДомойГлавные новостиНе все учителя карагандинских школ готовы к тому, чтобы работать с детьми...

Не все учителя карагандинских школ готовы к тому, чтобы работать с детьми с особыми образовательными потребностями

Родители учеников с ментальными отклонениями жалуются, что никто не разрабатывает обещанных индивидуальных программ, нет подхода с учетом диагнозов, дополнительных занятий. В результате школьники не тянут общеобразовательные предметы и нагрузки, отстают, тонут в тройках и двойках, а самое главное — не получают знаний и не развиваются.

Об этом папы и мамы особенных детей рассказали руководителям отдела образования Караганды на онлайн-встрече. Они проводятся на постоянной основе, чтобы своевременно решать проблемы, возникающие при обучении школьников с особыми образовательными потребностями.

Стоит отметить, что совместно с методистами гороо и директорами школ такие вопросы стараются решить с выездом в организации образования. Но, к сожалению, меньше их пока не становится.

В школах остро нуждаются в дефектологах и тьюторах

Одной из главных проблем внедрения инклюзивного образования в карагандинских школах стала острая нехватка логопедов-дефектологов. Дети с задержкой речевого развития по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций нередко обучаются в «обычных» классах по общеобразовательной программе, но им требуются дополнительные занятия с логопедами, которых в штате школ просто нет.

Родители со своей стороны прилагают все усилия, чтобы их чадо не отставало в обучении, но они не специалисты и не могут оказать профессиональную помощь.

На отсутствие дефектологов пожаловались в школе № 15, школе-гимназии № 102, школе поселке Карабас и многих других. В гороо эту проблему признают, но пока обещать улучшения ситуации не могут — таких специалистов сейчас просто нет.

Большая часть жалоб касалась того, что педагоги, в чьих классах учатся дети с различными диагнозами, не умеют с ними работать.

Особенным школьникам не разрабатывают индивидуальные программы с учетом их трудностей, не облегчают домашние задания и не снижают уровень сложности во время СОРов и СОЧей.

— Мой сын учится в 8 классе школы № 15, у него задержка речевого развития, — рассказала мама одного из особенных детей. — Полтора года наша школа внедряла у себя инклюзивное образование, но на деле это никак не проявляется. Программа у нас общеобразовательная, но для сына она очень сложная. В итоге ему постоянно дают задания на списывание, а ему нужно развивать речевые навыки. Логопеда в школе нет. Качество знаний страдает, в следующем году нам сдавать выпускные экзамены, но мы просто не сможем. На собраниях я неоднократно спрашивала, владеют ли учителя методиками инклюзии, мне отвечают, что нет. В этом году пришло много новых преподавателей, они вообще никогда не работали с особенными детьми. Как нам учиться?

— Все педагоги, в классе которых есть дети с особыми образовательными потребностями, в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации, различные проблемные курсы для работы с такими детьми, — пояснила заместитель руководителя гороо Наталья Головина. — Мы не отрицаем, проблем у них много. Есть учителя, которые впервые приступают к работе, и они до этого не сталкивались с такими учениками, не все прошедшие курсы правильно применяют методики. По закону все, что прописано в заключении ПМПК, школа обязана ребенку предоставить. По этому случаю мы выедем на место, изучим ситуацию, при необходимости окажем методическую помощь учителям и определим индивидуальную траекторию обучения ребенка, если этого до сих пор не сделали.

На отсутствие индивидуального подхода пожаловались и родители пятиклассника Мирона. У него нет ментальных отклонений, но есть проблемы со слухом — внедрен слуховой имплант.

Из-за этого мальчик не всегда полностью слышит информацию, и ему необходимо больше времени, чтобы все осмыслить и выполнить. В гимназии № 97 он учится на общих основаниях и в средней школе стал отставать. Им пообещали разобраться и по возможности решить вопрос с облегченной программой.

Трудности обучения

Коснулись участники встречи и проблемы итогового оценивания. Из-за отсутствия индивидуального подхода в школе особенным детям дают такую же программу, что и всем, и, соответственно, такие же контрольные работы. В итоге они получают тройки и двойки, потому что не успевают выполнить их по времени или не справляются со сложностью, и теряют всяческую мотивацию, чтобы стараться и учиться дальше.

В гороо заверили, что таким ученикам необходимо разрабатывать отдельную облегченную программу, сокращенное домашнее задание и применять дифференцированное оценивание. Это можно решить на педагогическом консилиуме.

Но есть и другая сторона медали. Родители второго класса школы № 13 обеспокоены тем, что из-за поведения одноклассника с особыми образовательными потребностями у них постоянно срываются уроки. По их словам, учителя с ним не справляются, контролировать не могут, вынуждены постоянно отвлекаться на то, чтобы его успокоить.

В результате у всего класса падает успеваемость и назрел серьезный конфликт между родителями. На днях этот ребенок нанес травму девочке, дело дошло до жалоб директору. Мама пострадавшей интересовалась, как в этом случае защитить права всех остальных детей, которые недополучают знания из-за особенного ребенка.

— Мы всегда руководствуемся заключением ПМПК: если специалисты рекомендуют обучение в общеобразовательной школе, то мы должны создать ребенку условия и учить там, — пояснил руководитель гороо Есентай Ашимов. — В этой ситуации будем разбираться с выездом на место. Нужно понять, в чем проблема — возможно, в недоработке учителя или необходимости дополнительных занятий. Потому что мы прежде всего должны помочь ребенку адаптироваться. Если имеются явные поведенческие расстройства, то, вероятно, необходимо пройти повторную консультацию и определить его в спецкласс.

Еще одна проблема возникла из-за несовершенства законодательства. Касается она детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые хотят учиться в общеобразовательной, а не спецшколе.

Выяснилось, что педагога-ассистента или тьютора, который помогал бы ребенку передвигаться по зданию, им выделить не могут, так как они положены только детям с ментальными нарушениями. А индивидуальный помощник от соцзащиты теперь назначается только совершеннолетним. В итоге такие школьники вынуждены учиться на дому, теряя в качестве знаний, так как законному представителю нельзя сопровождать ребенка на уроках.

В школе № 32, к примеру, в такой ситуации пошли навстречу и разрешили маме помогать своей дочери в течение учебного дня. Но как быть работающим родителям, не имеющим такой возможности? В гороо ответили, что здесь нужно вносить изменения в нормативные документы на уровне Министерства соцзащиты. Они уже направили обращение в управление образования Карагандинской области для дальнейшего решения проблемы.

Светлана СВИЧ

Коллаж Юрия Билушенко

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Карагандинская Астрид

Косплей - это слово не так давно вошло в наш обиход, но набирает все большую популярность. Произошло оно от английского «costume play» – костюмированная...

Очень ценные пассажиры: двадцать семь лет крутит баранку Руслан Тлеубеков

Все это время он трудится водителем в одном месте – школе-интернате имени М. Русакова. Почти половину жизни он посвятил этой работе, которая не так...

Станционный смотритель: тридцать лет провел Рустем Ошанов на железной дороге

На железной дороге и характер должен быть железным Подниматься на горку и спускаться с нее – это не про развлечения в парке аттракционов, а про...

Что тот маршрут, что этот: о работе водителя рассказал Талгат Картабаев из Сарани

Его трудовой день начинается задолго до традиционных девяти ноль-ноль. Придя на свое рабочее место, водитель проверяет автобус, готовит его к поездке и, получив путевой...

В Приозерске прошла масштабная экологическая акция «Чистое озеро – чистый берег»

Мероприятие объединило неравнодушных граждан – молодежь, сотрудников организаций, волонтеров и бойцов трудового отряда «Жасыл Ел». Мероприятие проведено в рамках республиканской программы «Таза Қазақстан», направленной на...