Завод успел оставить свой след в новейшей истории Казахстана
Фермы, скелеты, гильотины. Звучит как начало какого-нибудь триллера или компьютерной игры в жанре хоррор. Но на самом деле «произведения» одного из известнейших карагандинских предприятий стали достопримечательностью не только нашего региона, но и всей страны. А производимая продукция популярна и востребована как в республике, так и за ее пределами.
ТОО «Карагандинский завод металлоконструкций – Имсталькон» (КЗМК), как говорят в народе, уже разменяло седьмой десяток. Предприятие запустили в 1963-м. В те годы активными темпами шла индустриализация страны. Как грибы росли промышленные предприятия, объекты соцкультбыта, развивалось жилищное строительство. А в этом деле как никогда нужны металлические конструкции. Завод возник на северо-восточной окраине Караганды. Были собраны первые два пролета цеха обработки металла. Первые 11 тонн конструкций собрали для строящегося тогда Уральского арматурного завода. Спустя 10 лет в производство внедрили технологию плазменно-дуговой обработки металла, что положительно сказалось на качестве выпускаемой продукции.
– В 70-80-х годах прошлого века завод выполнял уникальные и сложнейшие в то время заказы. Продукция расходилась по всем союзным республикам. Особое внимание уделялось строящимся объектам черной и цветной металлургии, химической промышленности, нефтегазовой отрасли, разработкам в производстве удобрений. Портфель заказов был довольно увесистым. Более 40% от него приходилось на Карметкомбинат, который называли еще Казахстанской Магниткой. Наш завод изготавливал конструкции буровых установок БУ-2500 для разведки нефтегазоносных месторождений России, сварные узлы механизированных шахтных крепей и другое нестандартное оборудование, – рассказывает директор предприятия Нур Нургалиев.
С годами завод рос, увеличивая производственные площади и мощности. Повышался и квалификационный уровень основного коллектива. А это электросварщики, слесари-сборщики, газорезчики, резчики металла, станочники, машинисты кранов. Руками этих специалистов создавались конструкции для архитектурного ансамбля Государственного цирка и спортивных объектов Караганды. КЗМК имеет непосредственное отношение к телевизионной башне на горе Кок-Тобе, катку «Медео», Государственному музею РК и гостинице «Казахстан» в Алматы. Как известно, в начале 90-х в тяжелых экономических условиях было закрыто немало заводов. Карагандинскому предприятию удалось сохранить производственный и кадровый потенциал. Адаптировавшись в рыночной экономике и наладив связи с поставщиками металлопроката, завод начал расширять рынки сбыта и наращивать объемы выпускаемой продукции.
– Можно сказать, что с начала 2000-х у нас открылось второе дыхание. Нашими заказчиками становятся такие известные международные компании, как «Тенгизшевройл», АО «МитталСтил Темиртау» (нынешний «Qarmet»), «IHI Corporation» (Япония), «Agip KCO». Мы занимаемся проектами любой сложности – каркасы зданий производственного и гражданского назначения, конструкции пролетных строений мостов, сферические поворотные купола, нестандартное оборудование (в том числе и шахтное), сосуды, работающие под давлением, и т.д., – перечисляет директор предприятия.
Релакс для металла
Балки, опоры и так называемые фермы – основной профиль КЗМК. Из них состоит каркас зданий и сооружений. Эти металлоконструкции можно сравнить со скелетом человека, на который потом наращивается «мясо» в виде обшивки. Продукцию изготавливают из листового и сортового металлопроката. К последнему относятся швеллеры, трубы, уголки. К слову, сырье закупают как в Казахстане, так и в Российской Федерации. Например, листы от 3 до 12 миллиметров поставляет АО «Qarmet». В целом казахстанское содержание в производстве составляет не менее 50 процентов.
– Как все происходит? Поступает от заказчика общий чертеж каркаса здания или сооружения. Его нужно раздеталировать, разбить на отдельные узлы – опоры, балки, фермы и т.д. Этим у нас занимается конструкторское бюро, то есть оно выполняет вторую стадию проектирования. После этого чертежи отдают в цехи. Их у нас немало. Сырье со склада поступает в цех обработки металла. Там есть сортоправильные и листоправильные станы. Их задача – «расслабить» железо, ведь оно имеет определенное напряжение. К тому же при его транспортировке может возникнуть незначительная деформация. Ее и устраняют. Процесс можно сравнить с раскатыванием теста, только тут вместо скалки – многороликовые станы. Они разглаживают неровности листового металла, делая его более податливым, – поясняет Дауржан Кауанов, начальник отдела кадров.
После такой правки металл размечают и по нанесенным меткам выполняют ту или иную операцию. Например, если его надо отрезать, то отправляют на станок механического реза. Здесь его называют гильотиной. Есть и гибочная машина, которая загибает листы. Нужно просверлить отверстия – для этого существует другой аппарат. Даже японское оборудование плазменной резки имеется. Оно бесшумное, с программным управлением, плавно производит фигурную резку. Оператор лишь контролирует заданные параметры. А вальцовочный стан позволяет делать из листов своего рода полукруги. Их можно использовать при строительстве куполов мечетей или церквей. В целом на заводе немало автоматизированного оборудования, есть и механическое.
После того как металл «помучили» различными операциями, его отправляют в сборосварочный цех, таких тут три. Здесь из заготовок начинают собирать конструкции.
– У специалистов имеются чертежи, по ним и работают. Сначала на так называемых столах собирают комплектующие. Потом их друг к другу приваривают короткими швами. Контролер ОТК все проверит. Дальше вся конструкция уходит к сварщикам. Варим не электродами, а проволокой, в среде защитных газов. Так получаются опоры и балки. «Скелет» здания из них и состоит. Эти конструкции привозят на объект и начинают собирать. Устанавливают колонны (опоры) и между собой их «связывают» балками. Здесь можно провести аналогию с конструктором LEGO – мы изготавливаем детали, а на строительных площадках их собирают. Производим и фермы – это специальные конструкции из стержневых элементов различного сечения, которые соединены между собой. Они обеспечивают жесткость кровельного каркаса, например в тех случаях, когда необходимо полностью отказаться от части колонн и получить здание максимально возможной ширины, – поясняет Дауржан Кауанов.
Собранные конструкции зачищают, готовят под грунтовку или покраску. Дальше они поступают в малярно-транспортный цех. А уже оттуда готовую продукцию загружают в фуры или вагоны.
По всей стране
К слову, КЗМК может гордиться не только теми проектами, что были выполнены полвека назад. В новейшей истории завод тоже успел оставить свой след. Взять, к примеру, Астану. Байтерек, купол со шпилем Президентского дворца, Дом Правительства, автодорожные мосты, спортивные комплексы и другие объекты культурного и промышленного назначения. К ним ТОО «Карагандинский завод металлоконструкций – Имсталькон» имеет непосредственное отношение. Большая гордость предприятия – Вантовый мост в Семее с шестиполосным дорожным полотном. Его сдали в эксплуатацию на стыке двух тысячелетий, в 2000 году. На тот момент таких сооружений в мире насчитывалось только 17, а в странах СНГ он был тогда единственным.
– Подвесной мост служит переправой через реку Иртыш и является архитектурной достопримечательностью города. Длина его 1086 метров, из которых подвесной пролет составляет 750 метров. Создавали его наши японские партнеры, «IHI Corporation». С ними обменивались опытом. Это была первая попытка в стране стального пролетного строения мостов. После мы поставляли немало конструкций для различных развязок. Сотрудничали и с нефтедобывающими предприятиями на западе страны. Например, с «Тенгизшевройл». Попасть в поставщики к таким серьезным компаниям не так-то просто. Но мы заслужили доверие. Очень много конструкций поставили для береговых эстакад, немало «железа» отправили на месторождение Карачаганак, – гордится Нур Нургалиев.
Перечисляя промышленные объекты, к которым приложил руку КЗМК, он отмечает и ферросплавные заводы в Актобе, Караганде, а также предприятие по производству тепловозов в Астане. Много конструкций отправлялось для строительства спортивных и социальных объектов, торговых центров по всему Казахстану. Продукция КЗМК использовалась и при возведении ангаров для самолетов. Железнодорожная магистраль Жетыген – Хоргос, на которой расположено более 20 мостов, тоже не обошлась без участия карагандинского завода. Даже каркасы для алматинских жилых строений изготавливали, ведь они более сейсмоустойчивы. Новый железнодорожный вокзал в столице, трубные эстакады в Кашагане, котельная в Риддере, Жайремский ГОК – все проекты за раз не перечислить.
– Если говорить о самой Караганде, то тут можно вспомнить Теннисный центр и стоящий недалеко Ледовый дворец «Қарағанды Арена». Расположенный рядом флагшток – тоже наших рук дело. Большую долю заказов составляют промышленные объекты. В Казахстане предприятий, подобных нам, – раз-два и обчелся. Свою продукцию поставляли и на экспорт, к примеру, на строительство золотодобывающей фабрики в Кыргызстане, там сотрудничали с канадцами. Металлургический завод в Узбекистане возводили из наших конструкций. Были поставки и в Россию. Для того чтобы выпускать качественную продукцию, имеется все необходимое оборудование, которое мы периодически обновляем. Так называемый станочный парк у нас разнообразный: тут и механические агрегаты, и автоматизированные машины. Оборудование закупали в разных странах: Германии, Китае, Японии, Турции, РФ. Стараемся модернизировать производство, – говорит директор ТОО «Карагандинский завод металлоконструкций – Имсталькон».
Предприятие пользовалось государственными мерами поддержки. Брали кредиты на приобретение оборудования, а фонд «Даму» субсидировал процентную ставку.
В поисках удачного кадра
Современное оборудование – это, конечно, хорошо. Но оно без квалифицированных специалистов – просто груда металла. На заводе трудятся опытные сотрудники, профессионалы в своем деле. Это и инженерно-технический состав, и рабочие руки. И если с первыми проблем нет, то со вторыми, можно сказать, беда – их не хватает. У предприятия дефицит сварщиков, резчиков, слесарей-сборщиков. Конечно, этот вопрос стараются решать. Завод сотрудничает с колледжами региона, проводит с ними встречи, приглашает к себе на экскурсию, на практику.
– Также здесь расположен филиал кафедры «Технологическое оборудование, машиностроение и стандартизация» КарТУ им. Абылкаса Сагинова, где обучают в том числе сварочному производству. Наши специалисты присутствуют на защите дипломных работ, образцы сварки для университета выполняем. Но если к нам 10 человек придут, то в лучшем случае останутся трое из них. Есть у нас так называемый учебный пункт. Молодому специалисту объясняют теорию, закрепляют за ним наставника. Под его руководством осуществляются практические занятия. А затем свежеиспеченного, например, сварщика ставят варить. По первому разряду больше ста тысяч он не получит. Но как поется в той песне: «Москва не сразу строилась». Слесари-сборщики тоже на вес золота. Ведь есть конструкции попроще, а есть сложные. И никогда к нам не приходил готовый специалист, который может все, – утверждает Нур Нургалиев.
По его словам, только повышая уровень мастерства, человек может увеличивать свой доход. Высококвалифицированными специалистами не рождаются, а становятся. Но в наше время ждать никто не хочет. К тому же рабочие профессии сегодня не в чести. В тренде – открывать свое дело. Но ведь не всем же быть бизнесменами!
Средняя заработная плата на заводе сегодня составляет 300 тысяч тенге, основные рабочие в цехах получают и 400-450 тысяч. Всего на предприятии трудятся 660 человек. Работа организована в две смены, для сотрудников предусмотрена развозка. Им также создаются комфортные условия не только для работы, но и для активного отдыха. Например, на территории расположен спортивный комплекс, в котором есть футзал, различные тренажеры. Там же можно поиграть в теннис.
Заводу в этом году «стукнет» 61 год. По человеческим меркам – предпенсионный возраст. Но предприятие на заслуженный отдых не собирается. Сохраняя традиции высокого качества и мастерства, внедряя новые технологии, оно намерено и дальше держать марку
отечественного производителя.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО