Этиленгликоль, присадка и очищенная вода – это основные компоненты антифриза. В нашем регионе охлаждающую жидкость для двигателей не приходится завозить издалека – ее выпускает ТОО «Азия-СМ». Спрос на продукцию в геометрической прогрессии растет не только в Казахстане, но и в зарубежных странах. Это заставляет предприятие модернизировать производство, увеличивать объемы.
По строгой рецептуре
Интересный факт: в грузовых и легковых автомобилях Hyundai, Kia, которые только сходят с конвейера, уже залит антифриз под товарной маркой Protec. Его-то и изготавливает карагандинское предприятие. Оно также сотрудничает с саранским заводом ТОО «QazTehna», двигатели автобусов YUTONG тоже охлаждаются этой жидкостью. В числе партнеров и костанайское ТОО «СарыаркаАвтоПром», где собирают автомобили.
– Мы также участвуем в тендерах. По ним работаем с АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «Казпочта», – добавляет Светлана Сороколетова, директор ТОО «Азия-СМ». – Сейчас ведем переговоры с китайской компанией CNPC. Возможно, в следующем году будем им поставлять. Высоко оценили качество нашей продукции предприятия горнорудного и нефтегазового секторов, не первый год используют в импортной технике и оборудовании. У нас внедрена система менеджмента качества ISO 9001:2015.
С прошлого года антифризы уходят на экспорт в Узбекистан и Российскую Федерацию. К слову, в линейке выпускаемой продукции 12 наименований. Это охлаждающие жидкости для легковых машин, магистральных тягачей, карьерной техники. Есть решения для сельского хозяйства (например, для консервации стационарного оборудования и дождевальных машин). Антифриз реализуют в 200-литровых бочках и канистрах различного объема. Последние закупают у отечественного производителя, тем самым увеличивая процент казахстанского содержания. На сегодняшний день оно составляет около 50-60%.
– Сырье для производства закупаем в разных странах. К примеру, присадку завозим из Нидерландов и Южной Кореи. Корейские компании являются поставщиками сырья для Hyundai, Kia, поэтому их представители бывают у нас раз в полгода. Они сверяют рецептуру, присутствуют при замесе, изучают здесь пробы. Кое-какие анализы специалисты даже в Южную Корею отправляют. В общем, качеству – повышенное внимание, – рассказывает директор карагандинского предприятия.
Кстати, замесом здесь называют смешивание сырья, из которого потом получается антифриз. Когда жидкости начинают взаимодействовать друг с другом, возникает химическая реакция, в результате чего образуемый раствор сам по себе нагревается до температуры 60-65 градусов. Готовый антифриз перекачивают в установку и разливают по емкостям. На предприятии пока действуют полуавтоматические линии разлива, но в ближайшем будущем планируется заменить их на автоматические. Для контроля качества у ТОО «Азия-СМ» имеется лаборатория.
– В ней исследуется как сырье, так и готовая продукция. У нас более 10 позиций, и каждую раз в полгода мы проверяем на коррозию. Как это делается? В специальный аппарат загружаем металлические пластины (алюминий, медь, чугун, латунь, припой), предварительно их взвесив. Затем заливаем туда антифриз и в течение двух недель кипятим при температуре около 90 градусов в условиях, приближенных к реальным, автомобильным. Потом смотрим, образовалась ли коррозия. Если она есть, счищаем ее и пластины снова взвешиваем. А затем результаты сверяем с нормативными показателями. Кстати, воду для приготовления антифриза мы берем из водопровода и очищаем ее посредством установки обратного осмоса. Раз в месяц пробы воды отправляем в независимую лабораторию. Кстати, наш химик-технолог – доктор PhD, в этом году окончила докторантуру. Для обмена опытом ездила в Южную Корею. Все рецептуры ею разработаны, – гордится Светлана Сороколетова.
Стратегия непрерывного развития
Если говорить об оборудовании, то большая его часть произведена в Казахстане. Из Европы и России заказывали только насосы и программное обеспечение. На данный момент производственная мощность предприятия — около 160 тонн в месяц. Но спрос на продукцию растет, а значит, надо увеличивать объемы. С этой целью и началась модернизация. Однотонные емкости для смешивания меняют на четырехтонные. Следующим этапом станет обновление линии разлива, закупят новые станки.
– Можно было, конечно, увеличить количество смен. Но надо дополнительно набирать сотрудников. Плюс к этому человеческий фактор: все-таки ночная смена тяжелее, вероятность того, что человек может ошибиться, выше. Поэтому решили увеличить емкости. Теперь в смену можем выдавать 12 тонн. Постепенно автоматизируемся: к новым резервуарам уже подключен компьютер. Оператор подходит, забивает, какое нужно сырье и его количество. Система все заливает и замешивает. А после работнику нужно только включить выгрузку получившегося продукта, – объясняет наша собеседница. – Кстати, на продукции есть QR-код, который «перекинет» автолюбителя на наш сайт. Там забиваешь марку и модель машины и тебе выдают рекомендации, какой антифриз нужен твоему железному коню.
Производством антифриза ТОО «Азия-СМ» занимается уже пять лет. Начинали как официальные дистрибьюторы компании «Роснефть». Затем руководство карагандинского предприятия решило не продавать, а выпускать охлаждающую жидкость самим. Заметим, ее на тот момент в Казахстане для Hyundai и Kia никто не делал. «Азия-СМ» вышло на корейских производителей, поставляющих в нашу страну эту «химию», и они дали право на его выпуск.
Карагандинское предприятие пользовалось мерами государственной поддержки. Обновляло свой автопарк при помощи инструментов фонда «Даму».
– Сейчас у нас работает порядка 40 человек. Есть два своих филиала в Усть-Каменогорске и Алматы, где имеются офис и склады. Еще одну точку хотим открыть в Астане. В наших планах – непрерывное развитие, наращивание объемов. И еще – хотим сами производить присадки, ведь в стране их сейчас никто не делает. Уже работаем над этим, первые испытания прошли успешно. Думаем, к концу года хотя бы на два продукта у нас будет своя присадка. А это увеличение казахстанского содержания в производстве, – заключила директор ТОО «Азия-СМ».
К слову, карагандинские автолюбители за 5 лет успели оценить качество отечественного антифриза. Отмечают они его некусающуюся цену. Некоторые автовладельцы говорят: чем больше таких производителей, тем легче составлять конкуренцию иностранным компаниям. Да и импортозамещение было бы еще эффективнее.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО